Профсоюзы и левые. Лагерные записки

Aug 31, 2013 00:00


24-25 августа в живописном месте на берегу Финского залива прошел палаточный лагерь профсоюзных и левых активистов.
Инициатором стали: Новопроф, профсоюз Аэропорта "Пулково" и Федерация молодых социалистов. Присоединились: профсоюз УЧИТЕЛЬ, профсоюз Академии им. Штиглица, представители профсоюза работников ресторанного бизнеса, члены инициативной группы по создании отделения Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие".
Впрочем, ничего специфически левого в программе лагеря не было. Основные вопросы касались истории и современного состояния профсоюзного движения.
Это и понятно. Профсоюзы - один из фетишей левых во всем мире и российский левые здесь не исключение.
В чем проблема российских профсоюзов?
Однако, при сравнении истории российского профсоюзного движения с его многосоттысячными и даже миллионными стачками  и нынешнего состояния, когда стачки единичные и малочисленны, а политическая активность профсоюзов почти равна нулю, возникает вопрос - в чем причина?
Можно искать причины в массовых репрессиях, которые вытравили из сознания инстинкт сопротивления несправедливости. Но в тех же прибалтийских странах репрессии были не менее массовыми, однако, после крушения советского строя, там независимые профсоюзы довольно быстро превратились в массовые организации и даже бюджетники умудряются устраивать забастовки.
В чем проблема в нашем случае? В потоке нефтедолларов, который позволяет заливать социальное недовольство, элементарно подкупая самые малоресурсные группы? Или причина в другом?
Инициаторы дискуссии "Взаимодействие профсоюзов бюджетной и производственных отраслей" уверены, что одной из причин слабости российских независимых профсоюзов является общее недоверие населения к такой форме защиты своих прав.
Как показывают опросы, уровень недоверия населения к профсоюзам уступает только  неприязни к полиции и политическим партиям.
Понятно, что в такой ситуации профсоюзам трудно рассчитывать на сочувствие общественного мнения в случае столкновения с властями. Например, в попытке изменить репрессивный и антипрофсоюзный характер законодательства, регулирующего забастовки.
"Мы можем говорит, что все это вина сервильных профсоюзов из ФНПР, которые своим подыгрыванием работодателю дискредитируют саму идею объединения в глазах трудящихся" - отметил ведущий дискуссию Андрей Демидов, "надо признать, что отчасти вина лежит и на новых профсоюзах. Освоив еще в 90-е годы профессиональную нишу, профсоюзы докеров, моряков, летчиков, авиадиспетчеров мало интересовались целенаправленной экспансией вовне, гнушались серьезной информационной работой. В итоге, общество по прежнему мало что знает про новые профсоюзы. А даже если знает, считает их выразителями интересов узкого слоя "рабочей аристократии".


Спасут ли нас бюджетники?
Появившаяся в последние годы новая профсоюзная генерация - Новопроф, МПРА, УЧИТЕЛЬ, "Действие" пытаются преодолеть эти ошибки, но пока еще качественный перелом не произошел. Но он может произойти, если в профсоюзное движение вольются бюджетники. Почему:
- Во первых, их много. Это (если суммировать работников образования, здравоохранения и культуры) более 10 млн человек. Но их социальный капитал значительно больше их численной доли в общесве.
Согласно опросам, проводимым социологическими фондами, в пятерке профессий, которым россияне доверяют больше всего стабильно лидируют представители бюджетного сектора. Например, по опросам весны 2013 года первое место занимают ученые, второе - учителя, третье - военные (тоже бюджетники в своем роде) и четвертое - врачи, замыкают пятерку - священники.
Таким образом, если врачи, учителя и прочие бюджетники начнут активно участвовать в профсоюзной жизни, то это даст не только количественный рост профсоюзного движения, но и позволит переломить негативное отношение населения к профсоюзам. Если лидеры мнений, ученые, учителя и врачи начинают создавать профсоюзы и защищать свои права, то и остальному населению это уже не кажется маргинальным или узковедомственным делом.


Единство частного и общего
Еще один важный аспект заключается в том, что, защищая свои права на нормальные условия труда достойную зарплату (отказ от переработок) врачи и учителя одновременно защищают право каждого человека на качественную медицину и образование. То есть можно, конечно представить такую ситуацию, что если врачей и учителей надолго посадить на голодный паек, они согласятся и с платным образованием и медициной, но исходя из представлений о своей социальной миссии они все же более склонны выступать за всеобщее и бесплатное. И это еще одно обстоятельство, которое дает профсоюзному движению в среде бюджетников сильные козыри в глазах населения.
Вывод: уже сложившимся профсоюзам имеет смысл активно поддержать зарождающиеся в бюджетной сфере профсоюзы, ибо успех в бюджетной сфере может оказаться переломным для всего профсоюзного движения России.
Что нужно для настоящей реформы образования?
Тезисы докладчика вызвали живую полемику. Задавались вопросы о программе профсоюзов бюджетников, в частности, профсоюза учителей (а сколько надо платить учителю, чтобы он счел себя удовлетворенным?). Ответ: в перспективе - не меньше чем на Западе (1,5- 2 тыс. евро), но на первом этапе мы выдвигаем требование повысить минимальную зарплату за ставку не менее чем до средней зарплаты по экономике региона (но не ниже чем средняя по России). Пока власти ведут речь о некоей «средней зарплате» врача и учителя, которая ни конкретному врачу ни конкретному учителю ничего не говорит. Кроме того, показатель средней зарплаты без учета нагрузки провоцирует начальников на то, чтобы сокращать часть работников, перекладывая их работу на оставшихся.
С другой стороны, мы четко понимаем, сказал Демидов, что в случае существенного повышения зарплат нам придется поднять планку требований к профессиональному уровню. Но не как сейчас, когда требования предъявляются формальные сверху и они успешно фальсифицируются снизу, потому что и учителя и директора воспринимают их как начальственную дурь.
Чтобы контроль действительно стимулировал повышение квалификации учителя и качество преподавания необходимо перенести упор с бюрократической вертикали на горизонтально организованное профессиональное сообщество и конечно очень много вложить в переобучение учителя.
Кто-то не сможет соответствовать требованиям и вынужден будет уйти, но зато придет талантливая молодежь. Ведь быть педагогом станет престижно и интересно.
С какими проблемами сталкиваются профсоюзы в бюджетной сфере? Прежде всего, инертность основной массы бюджетников.
Недовольство есть, но оно редко выливается в открытые формы. До сих пор самой распространной формой протеста остается увольнение (и кому хуже?).
Однако, в последние годы все больше становится и организованных акций. Наиболее  известной акцией стала "итальянская забастовка" ижевских педиатров, прохожившая в апреле-июне 2013 года. Акция вызвала огромный резонанс в медицинском сообществе и СМИ, что кстати подтверждает тезис о том, что доверие к врачам реабилитирует в глазах общества идею коллективного протеста.
В результате местные власти выделили на повышение зарплаты медиков 1,5 миллиарда рублей и проблему переработок удалось частично решить. Неплохой пример для тех, кто думает, протестовать ли.
В образовании пока таких же весомых "историй успеха" нет, но опыт показывает, что даже индивидуальная борьба при поддержке профсоюза и умелом взаимодействии с прессой, позволяет добиться успеха. Пример питерской учительницы Татьяны Ивановой, которую в ответ на отказ фальсифицировать протокол заседания избирательной комиссии сначала вынудили уйти с работы, а затем еще и пытались засудить, весьма показателен. Гражданское мужество педагога вызвало такое горячее соувствие общества и волну поддержки, что суд вынужден был оправдать учителя, а сама Татьяна стала лауреатом нескольких премий.
Последний по времени пример - успешная голодовка (занятияне прерывались)  педагогов Сарапульской детской школы искусств, которые протестовали против попытки перевода школы в автономное учреждение и последующего увольнения директора. Сценарий тот же, решительные действия, мощная волна поддержки извне, победа.  О локальной, но важной победе рассказал представитель профсоюза работников Академии им. Штиглица Сергей Рожнов. После пикета, проведенного по инициативе профсоюза, на повышение зарплат выделили около 15 млн рублей.
Проблема скорее в том, что мы, бюджетники, пока так и не научились толком вести планомерную работу - создавать профсоюзные ячейки, вести постоянную работу по расширению рядов (органайзинг), готовить проекты коллективных договоров, грамотно вести коллективные переговоры.
Здесь началась собственно самая интересная часть - обсуждение возможных форм взаимодействия между профсоюзами.
Что можно делать вместе?
Первым пунктом стоит взаимная поддержка проводимых акций. 31 августа пикте за индексацию заработной платы проводит Конфедерация труда России. В том числе, свои требования по повышению зарплаты выдвинут профосюзы бюджетников. А вот 1 сентября уже профсоюз "УЧИТЕЛЬ" проводит межрегиональную акцию "День защиты учителя" против репрессий, которым подвергаются педагоги, позволяющие себе иметь независимое мнение. И здесь педагоги рассчитывают на поддержку со стороны других профсоюзов.
Кроме того, актуальны совместные тренинги,  особенно по органайзингу, в котором питерские профосюзы - МПРА и НОВОРОФ накопили значительный опыт.
Возможно более тесное взаимодействие между профсоюзами и депутатами ЗАКСа, что подтвердил принявший участие в мероприятии помощник депутата Ирины Комоловой (АВРОРА) Семен Борзенко.
В итоге прошедшее мероприятие было оценено всеми участниками как весьма полезное и интересное, а практику совместных учебных  сборов профсоюзов и левых активистов решено продолжить.

Огромное спасибо идейным вдохновителям и организаторам лагеря:  Владимиру Макарову (профсоюз ПУЛКОВО), Леониду Родину (НОВОПРОФ) и Арине Стерликовой (Федерация социалистической молодежи).

Фото: Эмпирейя Андалузская

профсоюзы

Previous post Next post
Up