Нужны дли нам гимназии и лицеи?

Nov 05, 2012 20:51



Вот такое письмо получено. Если вы еще сомневаетесь, идти ли на митинг в защиту образования и науки 10 ноября в 15.00 на пл. Революции (у памятника Марксу), прочитайте это.

"В проекте закона об образовании много плохого, но есть главный вопрос - надо любой ценой сохранить лицеи, гимназии, центры дополнительного образования и другие спец. школы. Это последние очаги качественного образования, ликвидация которых обрушит всю систему.

Фурсенко, Кузьминов и Фрумин обосновывали ликвидацию лицеев и гимназий тем, что большинство из них стали элитарными, стали принимать только детей начальников и бизнесменов, усиливая социальное расслоение. А хорошие лицеи и гимназии - оттягивают талантливых детей из обычных школ,  понижая их уровень. Они договорились до того, что объявили существование лицеев и гимназий главной угрозой развитию российского образования (Стратегия 2020).

Оба тезиса лукавы. Сейчас каждая школа обязана публиковать на своем сайте все результаты школьной и внешкольной работы, правила приема, телефоны горячих линий о любых нарушениях и т.д. Остается только внести в закон об образовании статью о пересмотре статуса всех видов спецшкол, например, раз в 5 лет вместе с лицензией и аккредитацией, а также присвоение статуса обычными школами, если у них есть успехи.

Что касается талантливых детей, то обычные учителя в массовой школе не смогут их сопровождать, а ставка сделана на создание условий для развития всех детей во всех школах. Именно для этого сейчас повально объединяют школы - для создания разнообразных индивидуальных траекторий развития. Но ведь хороших учителей от этого не станет больше. При лицейской системе работы с ассистентами мы сами себе выращиваем сильных учителей еще со школьной скамьи.

Зачем спец. школам статус? - Ради стабильной работы. Например, в прошлом году нашему лицею дали большой грант за третье место в Москве, но запретили тратить его на оборудование (только на премию сотрудникам), в этом году за третье место совсем не хотели давать грант, мотивируя это тем, что другие школы тоже надо стимулировать. Потом дали грант от мэрии, но в 5 раз меньше прошлогоднего, и снова с ограничениями, - нельзя тратить на зарплату и нельзя покупать интерактивные доски и компьютеры. Так нормально работать невозможно: нам нужны повышенные ставки учителям (была 15%-я надбавка), нужно деление класса на группы по спец. предметам, нужны ассистенты, нужны часы для приглашения лекторов, нужны хорошо оснащенные лаборатории и дополнительные лаборанты.

Более того, в проекте закона больше нет понятия «средняя школа» - есть «общеобразовательная организация», причем авторы проекта начинают заговариваться: «общеобразовательная организация организуется».

Кроме того, нашему лицею крайне вредно заниматься платными образовательными услугами, - это отнимет массу времени от основной нашей деятельности и понизит качество работы. Нам обещали, что при переходе на подушевое финансирование, уровень оплаты труда останется прежним, но уже произошла задержка зарплаты на 2 месяца, а до конца года не хватит нескольких миллионов, при этом бухгалтерия заявляет: «забудьте, что вы - лицей, - открывайте платные курсы и зарабатывайте».

Сейчас ФИРО создает методику подушевого финансирования одаренных детей, но это сводится к тому, что учитель должен одинаково получать за работу с классом, группой или одним учеником. Зачем тогда подушевое финансирование? - ради экономии, - если на занятие придет не 15 детей, а 10, то учителю заплатят в полтора раза меньше.

Горе государству, которое видит в образовании только статьи расходов, а не инвестиции в будущее, которое разоряет то, что было накоплено поколениями. 
--
Ковальджи Александр Кириллович
зам.директора по науке лицея "Вторая школа", директор ВМШ,
приглашенный преподаватель кафедры системного анализа и информатики РАНХиГС

образование, митинг

Previous post Next post
Up