Apr 20, 2010 01:32
Прочитала в газете "Культура" №12 от 1-7 апреля 2010 года на стр. 3 статью "Скрябин из арбатского дворика" о том, "Какая судьба ждет мемориальный музей великого композитора?".
Статья напечатана в разделе "Конфликт". Состоит из двух частей. Первая часть представляет, вроде как, позицию Тамары Викторовны Рыбаковой, бывшего директора музея. Вторая часть статьи - дословное интервью с нынешним директором музея, Александром Ивановичем Лазаревым.
Что сказать?!! На мой взгляд, подленькая статья, подленькое, лживое интервью.
Вот он говорит, что " в фондах, например, работал только один человек, что недопустимо при таком количестве экспонатов - около 30 тысяч единиц хранения.". Но ... забывает сообщить, что посадить еще кого-то в архиве невозможно, если только люди не будут сидеть друг у друга на голове! Не сообщает о том, что на невысокую зарплату в архивы никто просто не шел работать!
Цитирую А.И. Лазарева: "Стыдно признаться, но в одном из самых уникальных мемориальных музеев столицы ... в день по 5 - 6 посетителей. О какой просветительской миссии музея можно вести речь? Я сам с сотрудником музея вышел на Арбат и спрашивал всех подряд: кто такой Скрябин? Из двадцати человек один назвал академика - микробиолога, чьим именем названа улица на юге Москвы, а композитора не назвал никто!"
Почему же он опять умалчивает о том, что иностранные туристы, приехав в Москву, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ идут в музей Скрябина?! И пишут об этом в книге отзывов!!!
А этот "поход в люди" на Арбат - дешевый популизм. Скрябина даже при его жизни, в зените славы знали только те, кто интересовался музыкой. Что говорить о современных людях, которые гуляют по Арбату?! Почему г-н Лазарев ничего не говорит о лекционных программах, - интереснейших - которые музей регулярно проводил для учащихся музыкальных школ, то есть для молодёжи, которой музыка воистину интересна?!!
Еще цитата: " В первые же дни я пригласил для серьезного разговора группу студентов Московской консерватории, Академии музыки имени Гнесиных - и с теоретического факультета, и с факультета специального фортепиано. В результате уже сегодня два парня и три девушки по четыре часа в неделю, в свободное от учебы время, дежурят в экспозиции. И они призваны не просто оглашать посетителям официально утвержденный текст экскурсии, их миссия - рассказывать, кто Скрябин для них сегодня, его музыка, его рояль, на котором играли Ван Клиберн, Владимир Горовиц, но им пока играть, увы, на нем не разрешают."
Почему г-н Лазарев не сказал о том, что эти студенты УЖЕ работали в музее? Работали они там по приглашению Тамары Викторовны Рыбаковой. И не просто дежурили в экспозиции, а регулярно давали концерты в музее, на которых играли музыку Скрябина. Почему НИ СЛОВА не говорит о стипендии им А.Н. Скрябина, учрежденной музеем при Т.В. Рыбаковой? Ни слова о том, что из 37 стипендиатов музея 29 молодых пианистов стали лауреатами престижных международных конкурсов?! Что в Зальцбурге им искушенная публика этого искушенного в музыке города рукоплескала по 15 - 20 минут, стоя?!!! Или он не видел записи этих потрясающих концертов?
Почему ничего не сказал, что рояль Скрябина в идеальном состоянии? Что это целиком заслуга Т.В. Рыбаковой? Что глава фирмы Бехштейн был поражен, что рояль "живой" и в блестящей форме?
Вот еще цитата: "Сначала научный коллектив музея должен провести колоссальную работу. Написать документ, который называется Концепция развития музея ..."
В первой части статьи рассказывается, каким видела будущее музея Т.В. Рыбакова. У нее была концепция развития музея, где не было места популистским планам Департамента культуры. Хоть это не переврали, не исказили ...
И наконец: "А дворик между двумя нашими зданиями - просто идеальное место для проведения столь популярных сейчас "музейных ночей. ... Сцена, рояль, тент над исполнителем, обязательно элементы цветомузыки - как-никак, именно Скрябин был ее основоположником и на открытых площадках не раз выступал. При музее - не пивбар, как написано в письме, а маленькое кафе для пианистов и композиторов, где можно выпить чашечку кофе, в Европе без такого маленького кафетерия вы ни одного музея не найдете."
Дааа... Только в Европе такие кафе за километр удалены от основной экспозиции. В доме Моцарта нет такого кафе. Мыши и крысы непременно это кафе посетят, а потом "зайдут" и в музей. А там полно старых нот, старых вещей, книг ...
И какие пианисты и композиторы будут там сидеть пить кофе?!
Господи, какое примитивное представление о цветомузыке Скрябина! Ну, поинтересовался бы что ли, как Скрябин видел и понимал эту самую цвето-свето-музыку!.. Ведь до сих пор даже близко не смогли сделать ничего из того, что он помышлял...
НО ДАЖЕ НЕ КОФЕМАНЫ - ПИАНИСТЫ МЕНЯ ПОТРЯСЛИ. Потрясло, что в первой части статьи процитировано письмо от Департамента культуры Москвы, где сказано, что " ... ничего подобного не происходило и происходить никогда не будет ..." Да, можно придраться и сказать, что, мол, "... эта информация носит односторонний характер. В ней сообщается, что в музее появится "пивной бар, готовится открытие ряда ресторанов, подземная стоянка"".
Господин Лазарев заканчивает свое интервью следующими словами:" К нынешнему маю мы такую программу на открытом воздухе сделать, увы, не успеем, но в будущем году - милости просим."
То есть, если придираться к словам, то все в порядке: действительно, пивбар не откроют. Но ПО СУЩЕСТВУ ... откроют кафе - учреждение общепита - на территории мемориального музея (то есть такого, где все вещи подлинные, те, которые были при жизни владельца дома, таких музеев в России всего несколько! Клин, Мураново - сгоревшее и закрытое) , что бы там Департамент культуры ни говорил!!!
НЕУЖЕЛИ Г-Н ЛАЗАРЕВ И ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ НЕ ВИДЯТ ПРОТИВОРЕЧИЯ?...
Очень хотелось сходить в музей посмотреть, как там поживают цветы - тюльпаны - первоцветы, которые я во дворике сажала осенью. Повидать тех, кого приняла в свой внутренний мир за время работы в музее. Но уже при первом личном знакомстве с г-ном Лазаревым некоторые моменты меня неприятно поразили, поэтому все никак не могла собраться сходить туда. А теперь и подавно ... Противно.
подлость,
человеческое,
пошлость,
популизм,
для меня это так