Mar 13, 2012 11:48
В Гефсиманском саду Христос молился о нас, Своих учениках: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино" (Ин.17,21). Почему возможно единство Бога и человека, и как оно может быть достигнуто? Эти два вопроса лежат в основе домостроительства спасения человека.
Сын Божий стал Человеком, соединив человеческую природу со Своим Божеством. Принцип единства заложен в основе Церкви и семьи. Сходство обоих институтов в их уникальности. Нить, которая связывает многих в единство, называют общением.
Первым средством общения в семье является слово. Мы общаемся между собой
посредством слов. Что случится с семьёй, если её члены откажутся говорить между
собой? Семья распадётся. Никогда нельзя сказать: "Я с тобой не разговариваю", ибо
нет другого средства восстановить общение, кроме слова.
Словесное общение в церкви называется словом "молитва". Мы молимся Богу, и
молимся друг за друга. Сущность молитвы - имя Божие, которое призываем. Произнося
имя, мы призываем Бога, встречаемся и соединяемся Ним в Его имени. Заповедь
запрещает поминать имя Божие всуе, ибо Бог отзывается на наш призыв, и мы
погружаемся в таинство молитвы, соединившей нас с Богом. Как семейное единство
сохраняется, пока мы общаемся словами, так и единство в Боге возможно, пока молимся.
Христос заповедал два способа молитвы. Уединённую молитву, когда человек
встречается с Богом в таинственной глубине своего сердца. Такая молитва основана на
словах Христа: "Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою,
помолись Отцу твоему, Который втайне" (Мф. 6, 6). Следуя заповеди, христианин
каждый день начинает молитвой. Утром мы просим Бога благословить наступающий
день, сохранить и защитить нас от всякого зла. Мы вспоминаем по именая всех своих
близких и просим Бога позаботиться о них.
Вечером благодарим Бога за прошедший день, ибо каждый день жизни заслуживает
благодарности. Мы снова вспоминаем по именам наших близких- живых и умерших -ибо
у Бога мёртвых нет. "У Бога все живы"- свидетельствует Христос.
Вторым способом является совместная молитва, тоже основанная на словах Христа:
"Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили,
будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где собраны двое или трое во имя Моё, там Я
посреди них" (Мф.18, 19-20). Эти слова прилашают к участию в общей молитве церкви.
Каждый воскресный день христиане собираются в храме для общей молитвы за
божественной Литургией. Регулярное участие в Литургии является непременным
условием жизни в церкви. По правилу святых апостолов, христианин, не участвующий
три воскресения подряд в Литургии, отлучается от церковного общения.
Молитва требует не только формального исполнения. Она должна достигать цели.
Задача молитвы в том, чтобы состоялась встреча и соединение с Богом. Эта задача
требует времени и усилий вплоть до подвига. Процесс молитвенного делания проходит
несколько ступеней. Эту последовательность можно описать, опираясь на опыт апостола:
Знаю человека во Христе, который...восхищен был до третьего неба. И знаю о таком
человеке,...что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые нельзя
пересказать человеку"(2Кор.12, 2-4).
Слова апостола предполагают некоторую структуру в описании молитвенного пути
и обозначают его цель. Путь начинается с первой ступени, которую подвижники
называют "словесной" или "устной" молитвой. На первой ступени молятся словами.
Словесная молитва всегда связана с текстом. Отличием молитвенного текста от всех
других текстов является имя Божие, которое призывает молитва. Имя Божие является
смысловым центром молитвы.
Молитвенный текст может возникать экспромтом, когда собственные слова
рождаются духом из глубины сердца. Текст может быть заимствованием чужой молитвы.
Преподобные посвящали молитвенному подвигу целую жизнь. Их молитвы века
сохранили до наших дней. Молитвенные переживания святые запечатлели в словах.
Когда мы молимся их словами, в нас прбуждаются те самые чувства, которые преподобные некогда выразилили в этих словах. Для новоначальных молитвы святых имеют педагогическое значение, раскрывая сокровенную тайну устроения внутренней жизни святых.
Такие тексты содержат Вечерние и Утренние молитвы, чин божественной Литургии
и множество богослужебных текстов, написанных святыми песнописцами. Молитвенный
текст собирает внимание на словах молитвы и отвлекает мысли от повседневной суеты.
На пути к первому небу учимся собирать свой ум в слова молитвы и соблюдать
дисциплину молитвы. Понуждая себя к ежедневной молитве, нельзя позволять лености
оставить вечерние и утренние молитвы, а вниманию - отвлекаться от смысла слов, чтобы
ум не уклонялся в пустые мечтания.
Молитва дисциплинирует ум и возводит его на первое небо. На этой ступени не следует искать небесных откровений, умиления и слёз, чтобы не развязать воображение и не принять за благодатные откровения волнение крови и собственных страстей. На первой ступени требуется труд, а благодатные переживания и слёзы Бог посылает изредка в утешение подвижнику. Не следует самому искать и добиваться умиления и слёз, чтобы не впасть в духовный самообман, по выражению подвижников, в "прелесть".
Только утвердившись в устной молитве и достигая первого неба, можно сделать следующий шаг на пути ко второму небу. Это новое состояние, когда уста молчат, ум
молится, а сердце внимает молитве, называют "умной молитвой". Эта молитва не ограничена ежедневным правилом, но выходит за его пределы и стремиться осуществить заповедь апостола "непрестанно молитесь". Умной молитвы многие из подвижников достигали, употребляя краткую молитву, состоявшую из немногих слов. Из различных молитв этой традиции выкристаллизовалась и получила признание молитва, названная "Иисусовой молитвой": "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй меня грешного". Эта молитва на первой ступени многократно повторяется устами. Затем, она, как бы соединяется с ритмом сердца и звучит непрерывно, и ум внимает ей.
Когда подвижник утвердится в "умной молитве", Святой Дух восполняет его
подвиг изобилием благодати. Теперь подвижник творит молитву Духом Святым, непрерывно действующим в его сердце. Эту молитву называют "сердечно-благодатной". Это то "третье небо", о котором говорит апостол: "восхищен был в рай и слышал неизреченные слова, которые невозможно пересказать человеку". Эту совершенную молитву обретает подвижник в итоге своих усилий, но не своими усилиями, как во всякой иной деятельности. Апостол не говорит "восшёл", но говорит: "был восхищен в рай". Совершенная молитва открывается всегда только как дар Святогго Духа, через который человеческая природа достигает обожения - пределов жизненной задачи, "соделоваясь
причастницей Божеского естества" (2Петр.1,4).
В молитвенном общении реализуется залог единения Бога и человека, дарованный
нам через воплощение Сына Божия. Ответом на вочеловечение Христа становится
обожение человека. Единство человека с Богом начинается с молитвенного общения,
а завершатся обожением. Задачу и смысл спасения, выражает дерзновенное слово
святителя Василия Великого "Для того Бог стал человеком, чтобы человек стал богом".