Вторник первой седмицы

Mar 09, 2011 13:20

«Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче».
Отворились двери покаяния, и мы вошли в святые дни Велиаого поста. Вновь слышим мы сегодня поэтическое творение святого Андрея, архиепископа Критского, его «Великий канон»:
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?
Кое начало положу нынешнему рыданию?» -
вопрошает кающийся. По- русски вопрос означает: как мне оплакать грехи, с чего мне начать покаяние? Покаяние начинается с воздержания. Святитель Андрей объясняет нам смысл великопостного подвига многочисленными образами и событиями из Ветхого и Нового Заветов. Почему человек должен ограничивать себя? Животные руководствуются инстинктами. Инстинкт помогает выживать, кормиться, продолжать род. Человек тоже обладает животными инстинктами, но способен господствовать над ними. Преодолевая инстинкт самосохранения, человек отдаёт жизнь за ценности, которые ему дороже жизни. Воздержание преодолевает инстинкт питания. Воздержание преодолевает инстинкт продолжения рода, делая человека хозяином его животной природы. Воздержанием Церковь называет самоограничение, обуздание своих желаний. Как всадник сдерживает уздой коня, так христианин учится обуздывать животные инстинкты. Человек соединил в себе два мира: землю и небо.
«Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его
дыхание жизни, и стал человек душою живою»(Быт.2, 7).
Тело человека принадлежит животному миру. Человек вынужден заботиться о пище, одежде, жилище. Необходимо заботиться о потомстве, строить семейное гнездо. Эти заботы увлекают человека. Опасность излишества возникает потому, что пища не только утоляет голод. Она доставляет удовольствие. Мы любим вкусную пищу и вино, нарядную одежду, удобное жилище, развлечения. Каждый по- разному определяет свои потребности. Если их не ограничить, можно в них утонуть. Можно потратить на них силы, время и способности, предназначенные для духовной жизни. В излишней заботе можно отдать земле то, что принадлежит небу. Поэтому Церковь призывает к воздержанию.
С экранов проповедуют другой взгляд на человека: «Бери от жизни все!» Эта реклами научает, человеку как оскотинится, как превратить себя в животное, как убить свою живую душу. Самоограничение необходимо, чтобы душу сберечь.
Величие человека не в том, что он принадлежит земле. Святитель Григорий, епископ города Ниссы, брат Василия Великого: пишет: «думали возвеличить человека, называя его «микрокосм» и не заметили, как наделили его свойствами мышей и лягушек». Подлинное величие человека в том, что он несёт в себе образ Божий. Подобно зеркалу, человек может отразить в себе Бога. Священное Писание называет человека «причастником божеского естества».
Дождевому червяку не нужно небо. У него всего две функции: питание и размножение. Он глубже закапывается в землю, чтобы защититься от врагов, напитаться и произвести потомство. Двумерной плоскости ему достаточно для выполнения жизненной задачи. Но горе человеку, который отрекается от неба, чтобы уподобиться дождевым червям. Человеку необходимо Небо. Чем больше человек заботится о своей внешней жизни, собирает имущество, богатеет, тем больше себя связывает. Чем больше приобретает человек имущества, тем больше врастает в землю, умаляя и сводя на нет значение собственной личности. Жадность, зависть и корысть порабощают его. Привязанность к земле возрастает, а духовная свобода утрачивается.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и тление истребляют и
воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где
ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут;
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф.6, 19-21).
Образ Божий дан человеку как искусному ювелиру дают алмаз. Пока алмаз не огранён, он похож на тёмный кусок угля. Он не отражает свет. Когда его огранят, он превратится в бриллиант, сияющий как звезда, отражённым светом. И каждому христианину следует огранить себя. Что такое добродетели: любовь и надежда, великодушие и мужество, терпение и целомудрие? - это алмазные грани, отражающие небесный свет. Огранить алмаз- значит ограничить, отсечь лишнее. Освобождение всегда означает лишение чего-нибудь. В этом трагедия человеческой свободы, и в этом её залог. В этом смысл воздержания, с которого начинается подвиг покаяния. Только тот, кто ограничит себя алмазными гранями воздержания, может отразить на земле Божественный свет.
Previous post Next post
Up