Марфа и Мария

Oct 17, 2012 00:25

Иисус вошел в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, по имени Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа заботилась о большом угощении и, остановившись, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, пусть мне поможет.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лк.10,38-42; 11,27-28).

Этот Евангельский текст читается во все праздники Пресвятой Богородицы. Дева Мария не присутствует в тексте. Казалось бы, речь не о Ней. Когда «женщина из народа» прославила Богоматерь, Христос прославил слушающих и соблюдающих слово Божие. Ответ Спасителя переносит наше внимание от буквы и формы к сущности и смыслу повести.
Христос пришёл в дом Лазаря, жившего в Вифании, неподалёку от Иерусалима. Этот дом Христос посещал часто. Здесь Его любили и заботились. Любовь проявляется по-разному.
Марфа выражала любовь заботой накормить, напоить и устроить ночлег для Гостя. Христос всегда приходил ночевать в Вифанию, пока находился в Иерусалиме. Любовь Марфы была деятельной. Она вкладывалась всем существом в хозяйственные заботы о Госте. У неё не оставалось времени слушать Его беседу.
В это время Мария сидела у ног Христа, слушая Его слова, проникая в них умом и сердцем, оставив без внимания хлопоты Марфы.
Остановившись, озабоченная хлопотами Марфа увидела Марию, погружённую в созерцание, возмутилась и упрекнула Учителя: «Господи, разве не видишь, кручусь одна, как белка в колесе? Скажи Марии, пусть поможет!»
«Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься о многом, а нужно одно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
Христос не осудил Марфу за хозяйственные заботы о Его нуждах, но указал на приоритет созерцательного служения Богу. Человек живёт в мире быта и живёт в Боге. Мир быта затягивает человека так, что не вырвешься, порабощает тело и душу, которая принадлежит Богу. Дольний мир отнимается, унесёт в могилу все приобретения, а
в служении Богу душа освобождается от рабства «стихиям мира сего».
Евангльский текст приоткрывает тайну жизни Пресвятой Богородицы. Подобно Марфе, Дева Мария понесла все тяготы семейной жизни и материнские заботы и печали. Они не поработили Её. В душе всегда оставалось место молитвенному созерцанию и посещению ангелов. «Мария слагала все слова о Христе в сердце Своем».
Слова неизвестной женщины- «блаженно чрево, носившее Тя и сосцы, питавшие Тя»- прозвучали похвалой материнской любви и заботе о Сыне Человеческом.
Слова "женщины из народа" Христос уравновесил похвалой тем, кто живёт созерцательной жизнью в Боге и преображает благодатной молитвой «стихии мира сего». Первой из них была Пресвятая Богородица. Она в Себе Самой явила христианам оба служения: материнства и созерцания.
Previous post Next post
Up