Долго думала как об этом написать, и наконец-то придумала. Внимайте!
Самое сложное, конечно, это собрать вовремя все необходимые документы. "Вовремя" это сделать очень сложно, поскольку сроки всегда поджимают. Кроме переведенных и заверенных копий диплома и удостоверения о присуждении научной степени, в пакет документов входит CV - типа резюме, но на английском и "строго по теме": когда учился, когда защитился, тема диплома, тема диссертации, перечисление публикаций итд. Так же нужен исследовательский план (под какой собственно проект вам нужен грант) и мотивационное письмо (типа объяснение, почему вам нужен именно этот грант и почему вы хотите проводить свое исследование именно в этой стране).
Но прежде чем отправить все эти документы и свою заявку, необходимо найти иностранного профессора, который вышлет вам приглашение и обязуется курировать вашу деятельность в течение года. При чем, исключительно важно, чтобы профессор был "по вашей теме". Чтобы найти достойнейшего из достойных, сперва надо найти вообще всех существующих профессоров и разослать им свой ресёч план и мотивейшен лэте с просьбой стать куратором. А потом сидеть и ждать, что кто-то из них откликнется, согласится, вышлет приглашение, и сделает это опять же вовремя. Ну, и разумеется, в процесс с этим профессором нужно еще и найти общий язык. Поскольку некоторые профессора, как показывает опыт, совершенно "невменяемые" (и знание иностранного языка тут вовсе не при чем!)
Перед этим, разумеется нужно, чтобы какой-то институт какой-то страны объявил о раздаче слонов грантов на будущий год. И нужно об этом как-то узнать. Опять же вовремя. И даже желательно заранее.
А еще желательно, чтобы к нужному моменту времени вы могли бы подтвердить свое знание иностранного языка. Хотя бы английского. Потому что 90% гранто-раздавателей помимо всех вышеперечисленных документов требуют еще официальную бумагу, подтверждающую, что вы можете говорить, читать и писать на каком-нибудь языке кроме русского. Потому что на русском-то все равно кроме вас никто не может. Оставшиеся 10% такой бумаги не требуют, но каким-то образом вам все равно придется общаться как с курирующим вас профессором, так и вообще... с людьми. Так что надо заранее выучить английский.
Перед этим, конечно же, надо три-пять лет потратить на написание диссертации и защититься перед комиссией. А для этой самой защиты, сэкономив пять-шесть преподавательских зарплат, купить костюм и галстук, чтоб выглядеть подобающим образом.
Потому что перед этим лет десять надо жить примерно на 5 тр в месяц (в ценах двенадцатилетней давности - с соответствующим индексом сегодня и далее с учетом времени) и отказывать себе во всех тратах и расходах, имея в наличии одну пару брюк, одну пару туфель и одну приличную рубашку для хождения на лекции (для прочей жизни сгодится и спортивное трико с футболкой, надо только не очень часто их стирать, дабы они прослужили подольше), питаться можно крупами и кефиром - это не сильно дорого и к тому же полезно для здоровья, а передвигаться по городу пешком, или, если вам повезет накопить на велосипед, на велосипеде.
Но перед этим, конечно же, надо еще поступить в ВУЗ, закончить его, и остаться в его стенах в качестве преподавателя.
Но, самое главное, конечно же, начать этот процесс как можно скорее, чтобы по дороге не потерять веру в Санта Клауса исследовательские гранты!
Ну, а если говорить серьезно, мой муж уже получал один грант и ездил на год в Финляндию (у них на кафедре некоторые уже по два-три раза умудрились съездить, молодцы - я считаю!) И я регулярно приезжала к мужу в Финляндию, о чем есть задокументированное свидетельство
Лада на каупатори По ТЭГу Финляндия у меня в журнале можно посмотреть отчеты на эту тему, а у моего супруга - по ТЭГу Turku (так назывался город, в котором мы жили).
А неделю назад мой любимый супруг
подал-таки документы на грант в Швецию, и теперь мы терпеливо ждем, что нам ответят, потому что все еще верим в Санта Клауса исследовательские гранты.