Как-то раз, проверяя зрение, я прикопалась к окулисту с вопросом об астигматизме. Естественно, меня более всего интересовали совсем не медицинские термины, а то как влияет астигматизм на мое восприятие мира.
Влияет же он, как мне объяснил врач, следующим образом. Под разными углами зрения я вижу окружающую действительность с разным уровнем резкости, качества и искажения.
Еще я узнала, что моя куриная слепота, когда в сумерках и в темноте я вообще практически ничего не вижу - это ненормально для нормальных людей. И что нормальные люди видят даже в сумерках и в темноте, пусть не так хорошо как при свете дня, но они видят. А я нет.
Но самым большим откровением для меня стало то, что, благодаря особенностям моего зрения, смешанные цвета я воспринимаю не так как другие люди. Например, вспоминается мне ситуация, когда мы с дочерью до хрипоты спорили - зеленые штаны или синие. В реальности они были сине-зеленые. Но я их видела более синими, чем она. Потому что мое зрение дефективное. И с другими полутонами та же песня.
На этом можно было бы сделать вывод, что астигматизм - это плохо, что его надо всячески лечить, и поставить на этом жирную точку.
Но дефективность моего восприятия распространяется не только на зрение. Во многих вещах я вижу то, что другие не видят. Может быть в силу какого-то внутреннего душевного что ли астигматизма, а может быть и нет, я не знаю.
Я например не смотрю кино так как это делает большинство нормальных людей. Я смотрю его фрагментарно. Вот Властелин Колец например я смотрю потому что мне нравится там природа. Вот эти все огромные горы, холмы, равнины, скалы. Я могу смотреть этот фильм бесконечно. Попросите меня пересказать содержание фильма - я не смогу это сделать. Я его смотрела раз 40 наверное. Содержание не перескажу.
Или другой вариант. Я могу не смотреть, а наоборот слушать один и тот же (вполне глупый фильм) в режиме повтора днями-неделями-месяцами напролет. Будто радио. Почему? Потому что мне нравится звуковой фон. Именно этот: сочетание тембров голосов и подобранной музыки. Я даже не слышу слов. На 4-5й раз слова и события вообще уже не будут восприниматься, можете сами попробовать. Я слышу фон. И он мне нравится. Я могу воспроизвести все звуки этого фильма безошибочно как будто запись магнитофонной ленты, но я не скажу как выглядели герои и во что они были одеты, а так же где происходили события, в помещении или под открытым небом.
Если я включаю фильм и мне с первых же кадров не нравится звуковой фон, я не буду смотреть такое кино. Будь оно хоть сколько оскороносным. Потому что мне неприятно. А если я буду его смотреть в первый раз, я буду смотреть с точки зрения "как это было сделано - снято итд".
Про музыку ровно та же самая фигня. Я не люблю Высоцкого, например. Я не буду вслушиваться в смысл его текстов. Потому что мне просто неприятен его голос. Тембр, манера, звуки.
С живыми людьми то же самое. Мне может не нравиться человек, который издает неприятные моему восприятию звуки. Он может быть сколько угодно замечательным и прекрасным. Но мне неприятен его звуковой фон. И я не могу находиться вблизи этого фона.
Но хуже всего то, что мне может быть неприятна манера складывания слов в предложения тем или иным человеком. Эта манера может восхищать меня, и тогда я буду в восторге от мастерства автора и его книг. А может отвращать - и тогда я не буду воспринимать мысли и формулировки этого человека, какими бы мудрыми они не были бы.
И вывод из истории про астигматизм, наверное, следует сделать такой, что все люди разные. И воспринимают окружающую действительность по-разному. И ждать, что кто-то увидит ваш синий цвет таким же синим, как вы - по меньшей мере неразумно. Разумнее всего просто рассказать друг другу: "я вижу это. а что видишь ты?" Это гораздо сильнее обогатит каждого, чем навязывание своего вИдения, своего слЫшания, своего восприятия... Я считаю так.
Поэтому, когда мой муж рассказывает в качестве анекдота наш диалог:
-Лада, как ты поняла, про что книга "есть. молиться. любить." ?
-Про секс.
-Про секс???
-Ну, там у одной тетки всю дорогу секса не было...
...я совсем не смеюсь.