Джон Максвелл Кутзее “Осень в Петербурге”. Драма. Фёдор Михайлович Достоевский приезжает в Петербург после смерти своего пасынка Павла. Он открывает для себя мир, в котором жил его любимый пасынок: знакомится с его друзьями, убеждениями и мировоззрением, читает незавершенный роман. Книга не понравилась. Возможно, она произвела бы другое впечатление, если бы главным персонажем была не историческая личность. А так - отвратительное ощущение выворачивания наизнанкугрязного белья и унижение гениального писателя. Насчет писательского таланта Кутзее спорить не буду - он очень достоверно нарисовал Петербург позапрошлого века. Даже не верится, что читаешь в переводе, а не российский оригинал.
Анатолий Брусникин “Беллона”. Исторические приключения. В книге два романа - “Фрегат “Беллона”” и “Черная”. Объединяет их только театр военных действий в Севастополе и некоторые второстепенные персонажи. В романе “Фрегат “Беллона”” главный герой - подросток Гера, который неожиданно для себя был принят юнгой на военное судно. В романе “Черная” - расчетливый Александр Бланк, который поступил на службу в российскую армию, чтобы шпионить в пользу союзнических войск. Оба героя верой и правдой служат зловещей богине войны - Беллоне, а их сердцами прочно овладела богиня мира Венера. Книгу прослушивала в бесподобном исполнении Сергея Чонишвили с чарующим музыкальным оформлением. Озвучка книги настолько классная, что необходимость в экранизации отпадает - перед внутренним взором возникают яркие образы. “Фрегат “Беллона”” по духу мне показался близким по духу с произведениями Жюля Верна - благородные порывы, приключения, романтика. Несмотря на то, что события разворачиваются в военное время, книга оказывается очень теплой, светлой и оптимистичной. Но в конце романа автор внезапно напоминает, что в войне нет романтики. Жестокая богиня Беллона не слушает молитвы людей и забирает их жизни не глядя ни на звания, ни на возраст. Дослушав последние слова сидела, как оглушенная: настолько произвела на меня впечатление атмосфера. Невольно поежилась и в который раз порадовалась, что живу в мирное время. И еще раз напомнила себе, что жить и любить надо сейчас, так как жизнь - лишь тонкая нить между незнанием и забвением. “Черная” полная противоположность первому роману. Там нет места сентиментальности и жалости: Лекс уверен в собственной правоте и необходимости изменения уклада жизни в России. Но его мировоззрение пошатнулось, когда он понял, что Россия скорее погибнет, чем изменится. Изначально я воспринимала Бланка в качестве негативного персонажа, но лишь потом поняла насколько он лучше многих офицеров российской армии, которые воевали не за собственные убеждения, а за побрякушки на груди и возможность приближения ко двору императора, а гибель российских солдат производила больше впечатления на их врагов, чем на них самих. Относительно любовной линии обоих романов: меня очень тронула первая любовь Геры и я совершенно не поняла Агриппину, которая больше похожа на мраморную статую, чем на живого человека.
Михаил Булгаков “Блаженство”. Пьеса. Инженер Рейн создает машину времени, на которой из-за недоразумения переносится в будущее в компании с секретарем домоуправления Буншей и вором Милославским. Удивленные они узнают, что в будущем человечеству удалось построить идеальное общество, в котором нет места бюрократии и преступлениям. На протяжении всего прочтения меня не покидало ощущение “дежа вю” из-за поверхностной схожести с “Аэлитой” Алексея Толстого. Ранее читала пьесу “Иван Васильевич”, которую считаю все таки более выдающейся и интересной. “Блаженство” восприняла как некий черновик или пробу пера перед её написанием, так как дочитывала пьесу уже откровенно скучая.
Этель Лилиан Войнич “Прерванная дружба”. Драма. В романе автор описывает годы странствий Овода по Южной Америке и его возвращение в Европу. В центре повествования его дружба с Рене Мартерелем и его сестрой, а также страх перед собственными чувствами и физической немощью. Несмотря на то, что книга об Оводе, непосредственно ему посвящено не так уж и много страниц в книге. Скорее, можно подумать, что он является лишь дополнением к главному персонажу - Рене, ведь характеры Рене и его сестры выписаны более объемно и полноценно, чем характер Артура. Невольно ловила себя на мысли, что если бы в этой книге не было Феликса Ривареса, а был бы другой подобный персонаж, то книга была бы более полноценной и самостоятельной. В целом же уровень книги не дотягивает до уровня любимого мною “Овода”.