Лев Дуров “Байки на бис”. Юмор, автобиография. Истории из жизни народного артиста России Льва Дурова. Истории веселые и грустные, приправленные сатирой и размышлениями автора. Мне всегда было интересно: что происходит по ту сторону камеры и за театральными кулисами, поэтому и книга мне понравилась. К тому же она написана увлекательно и легко - создается впечатление, что не читаешь книгу, а слушаешь рассказ своего отца или деда. Местами кажется, что автор хочет прихвастнуть, но такое хвастовство ничуть не мешает относиться к нему с уважением.
Александр Беляев “Вечный хлеб”. Фантастика. Благими намерениями выстлана дорога в ад. Даже если это намерение - навсегда побороть голод во всем мире. Профессор-химик изобрел грибок, способный размножаться без вмешательства человека, и полностью удовлетворяющий потребности человека в еде. Но идея с “вечным хлебом” очень приглянулась коммерсантам, которые не преминули воспользоваться изобретением в корыстных целях, несмотря на его недостаточную изученость. Как и все остальные книги Беляева, повести “Вечный хлеб” присущи человеколюбие и вера в добросердечие. К тому же книги Беляева интересно читать не только ради развлечения (ведь в них до последних страниц наблюдается интрига и драматизм), но и ради толчка к размышлениям об устройстве человеческого общества и человеческих характерах. Хотелось бы отметить, что повесть “Вечный хлеб” - вневременная, она будет понятна для многих поколений читателей.
Дмитрий Мережковский “Антихрист (Пётр и Алексей)”. Исторический роман. Эпоха правления первого российского императора Петра I, реформаторская деятельность которого вызывала недовольство даже у родного сына. Царевич Алексей, выращенный и воспитанный в “тепличных” условиях московского Кремля, был полной противоположностью своего отца, который не гнушался самого тяжелого и грязного труда ради своей России. Взаимные упреки и недопонимания привели к тому, что царевичу пришлось искать защиты у австрийского императора. Этот поступок повлек за собой тяжелые последствия для всей дальнейшей судьбы династии Романовых. Роман “Антихрист” - попытка Мережковского осмыслить неоднозначную роль Петра I в истории России, так как тот всегда кидался из крайности в крайность. С одной стороны Петр I стремился привить россиянам европейские ценности, но с другой стороны устраивал грандиозные дикарские попойки. К тому же будучи глубоко верующим и религиозным человеком, император проводил реформирование православной церкви, которое многим было не по душе, что и послужило причиной ухода старообрядцев в дремучие леса. Большей части россиян в то время был присущ консерватизм и в быту, и в духовности, поэтому новаторство Петра I воспринималось в штыки. Но если с отказом от бороды многие смогли безболезненно смириться, то попытка вторгнуться в собственный мир веры воспринималась не иначе как происками самого Антихриста. Петр I стал третьим вероотступником трилогии “Христос и Антихрист”. Юлиан Отступник, Леонардо да Винчи и Петр I - такие разные, но в то же время такие схожие в своих переживаниях и попытках противостоять христианскому невежеству, тем не менее оставаясь в душе верующими. Через всю трилогию, как символ неподвластной правителям любви, прошел образ скульптуры божественной Венеры, которая вдохновляла, пугала и привлекала своей красотой и порочностью. P.S. Заметила исторический “ляп”: в дневнике фрейлины Арнгейм от 2 мая 1714 года записано: “...и так провели всю ночь, греясь у костра, без питья, без пищи, новые Робинзоны”. Но первая публикация романа Даниэля Дефо приходится на 1719 год...
Артур Конан Дойл “Этюд в багровых тонах”. Детектив, классика. Военный врач Джон Уотсон поселяется в одном доме со странным человеком Шерлоком Холмсом, который не имеет определенного занятия и интересуется многими сферами человеческой жизни. Уотсон скептически прочел статью о методе дедукции, на основе которого можно читать человека, как открытую книгу. Но блистательное раскрытие Холмсом загадочного убийства американца, заставило доктора навсегда стать верным помощником гения от сыска. После просмотра сериала “Шерлок” захотела освежить в памяти классические произведения о великом сыщике, тем более, что я их не все читала. В частности, я не была знакома с началом истории о Холмсе, поэтому главного героя я в уме рисовала по образу Ливанова. Но оказывается, что по возрасту Бенедикт Камбербэтч (исполнитель главной роли в сериале “Шерлок”) больше соответствует своему литературному герою.