-- Ты на скрипке играть умеешь?
-- Не знаю, не пробовал..
С 1994 по 2002 я работал в оркестре государственного оперного театра. Первым трубачом. Как человек достаточно молодой, на тот момент времени (25 лет в 94-ом), я и друзей себе подбирал соответственно. А кто самый молодой в опере? Конечно же балет. Работать они начинают сразу после училища, то есть в 16 лет, поэтому уже в 30 могут официально выходить на пенсию (15 лет стажа им всего нужно). По крайней мере раньше было так.
От театра мне, как солисту оркестра, дали комнату в коммуналке. Таким образом администрация поддерживала самых нужных работников, чтобы они не свалили куда-нибудь, в Москву или вообще за границу, от полной финансовой безнадеги девяностых.
Жили мы в этой коммуналке вчетвером (4-комнатная квартира в новом доме на Взлётке) - я и три солиста балета (которые еще моложе меня были, вообще пацаны).
Надо ли вам рассказывать, что в силу этих обстоятельств у нас в квартире по нескольку раз в неделю проходили шумные "квартирники"? Начиналось это обычно так: после спектакля - бутылочка в гримёрке, затем еще одна - в Доме Актера (он буквально через дорогу от театра). Ну а потом куда? Известно куда - к Илюше на Взлётку! Иногда даже с приглашенными иностранными солистками.
Лучших друзей у меня было четверо: Витёк (про него речь ниже и пойдет), Андрюха (я у него даже свидетелем на свадьбе был), Саня (он у Эйфмана работал потом) и Игорь (заслуженный педагог теперь). Фактически, костяк балетной труппы на то время.
2. Игорь (в Юноне и Авось). Заслуженный артист России.
3. Андрюха (в Баядерке). Теперь работает БОЛЬШИМ начальником в РАО РЖД
4. Витёк, Андрюха и я. Поем караоке в ресторане. Год 1996, если я не ошибаюсь.
Короче, в один из таких вечеров и возник у меня с Витьком спор:
Говорю ему: дружище, ну что у вас за работа? Я понимаю солисты балета, там да - сложно, ну а вы (кордебалет)? Бегаете, придуряетесь, да и только.
Витек: это со стороны легко выглядит. А сам попробовать не хочешь? Выйди с нами разок на сцену, если ты такой крутой. Посмотрим, как у тебя "придуряться" получится. Или слабо?
Отвечаю: да как же я с вами выйду, если я вообще не в зуб ногой? Я даже ни одной балетной позиции не знаю, не говоря уже про гранд-пируэты, деми-плие и прочие батман тандю.
Витёк: так это не беда. У нас спектакль завтра - "Проданная невеста". И в нем как раз имеется подходящий эпизод, под называнием "Танец комедиантов". На сцене куча миманса, кордебалет, плюс два солиста: рыжий и белый клоуны. Цирк изображают. Вот и давай, я буду рыжим клоуном, а ты белым. Движения и порядок я тебе покажу, а то что у тебя "деми-плие" коряво получаться будет, вообще не страшно. Ты же клоун! Типа пародируешь. Ну что, слабо?
Взялся за грудь - говори что-нибудь. Пришлось согласиться.
Отрепетировали мы с Витей начало - выход и несколько первых движений. А дальше (как он сказал) и так понятно будет - бегай со всеми вместе и "придуряйся".
5. Пошел гримироваться. Получилось примерно так:
Надел костюм, накатил соточку для храбрости, стою за кулисами, жду когда начнется.
Совсем забыл сказать, что выходить я должен был на ходулях. Дойти на них до середины сцены; спрыгнуть; отдать одну ходулю кому-то из миманса; после этого прыгнуть через оставшуюся, типа как с шестом, и отдать ее тоже. Затем выйти на АВАНсцену и начать крутить гранд-пируэт в унисон с Витьком (рыжим клоуном). До этого момента мы все движения должны были делать с ним синхронно, именно поэтому Витёк эту часть номера со мной и отрепетировал. А дальше импровизация. Как он сказал))
Еще я забыл уточнить: там много детей участвует. Цирк же. Кричат - веселятся. И вообще на сцене куча народа: хор, миманс, кордебалет, солисты. Но клоуны главные! Поэтому роль и называется "афишная".
Стою, жду. И вся толпа со мной рядом. Стас Михалыч (начальник миманса) говорит детям: ребята, держитесь подальше от этого дяди! Он может упасть!
Как в воду смотрел..
Вот эта сцена в исполнении Пражского национального театра:
Click to view
Хореография немного отличается, но в принципе похоже. Видите, что клоун делает?
Короче, из отрепетированных с Витьком движений у меня получилось лишь дойти на ходулях до центра сцены. А дальше все пошло "немного не по плану". Оказывается никто мне не сказал, что балетные тапки надо перед выходом намазать канифолью, иначе...
Иначе будет бум. Я прыгнул со всей дури через вторую ходулю, поскользнулся и очень больно упал. Причем ходуля умудрилась мне до крови рассечь палец на руке.
После этого, как написано выше, по плану следовал синхронный гранд-пируэт на авансцене вместе с рыжим клоуном. И дело тут даже не в том, что я его крутить не умел, а в том, что именно в это время звучит соло трубы (моё то есть).
И вот я, загримированный под клоуна, с рассеченной рукой, скачу, как ужаленный козлик пытаюсь крутить этот пируэт и встречаюсь глазами с главным дирижером. Он буквально в пяти метрах от меня. Стоит в яме, машет и очень удивленно смотрит. Внимательно так смотрит, как Мюллер на Штирлица перед провалом. Что это за странный клоун, знакомая вроде у него рожа, но кто тогда вместо него играет соло на трубе?
Ну всё, думаю, попал...
Тут я совсем расстроился и начал "импровизировать". Еще забыл сказать, что Витя мне советовал "импровизировать" неподалеку от него. Так и сказал: просто бегай за мной и все. Но я же без очков! Потерялся, не вижу где он.
От этих всех переживаний я решил избавиться простейшим способом - сныкаться. Уйти вглубь сцены и там дождаться окончания эпизода. Легко сказать, да трудно сделать! На встречу мне шла когорта легионеров шеренга комедиантов, взявшись за руки. Да не одна, а целых три! И чтобы через них пройти, необходимо было применить силу. Что я и попытался сделать.
В середине первой шеренги шла Марьяна Борисовна (руководитель детской балетной студии), которая мне очень злым голосом, но с милой улыбкой на лице (зритель же смотрит) прошипела: в который раз уже даем спектакль, а ты, гад, до сих пор порядок не выучил!
Фу, подумал я, пронесло - не узнала меня Марьяна!
С грехом пополам мне все же удалось добраться до Витька и теперь я уже не отходил от него ни на шаг. По окончании "танца комедиантов" внезапно раздались громкие аплодисменты и крики "Браво". Оказывается, что вся балетная труппа пошла в зал смотреть моё выступление, прознав про наше пари. Они и аплодировали, чем очень удивили оркестр с дирижером. Да и зрителей тоже.
А после спектакля Михалыч выдал мне премию, которую я немедленно потратил на "премьерный банкет", во время которого он мне сказал следующее:
-- Молодец Илюха, никто не верил, что ты решишься выйти! Скажу тебе по секрету, что рядом за кулисами стоял заряженный дублер на всякий случай.
Вот так, ребята, оказывается "придуряться" тоже надо уметь!
История из жизни, без претензий на литературное произведение (с)