***Часть 1
см. здесь***
«невидимый импульс <т.е. архетип - И.Е.> является верховным властителем
и судьей паттерна, …и никому невдомек, что сознание другой личности
управляется такими же принципами в той же самой точке»
(Юнг. О природе психического)
3. Архетипическая «тема» и конкретные вариации ее «мотивов»: аналогия между архетипами коллективного бессознательного и астро-архетипами.
«В хаотическом наборе образов, с которым я первоначально столкнулся, в процессе дальнейшей работы выделилась определенная, хорошо различимая тема и формальные элементы, которые повторялись в тождественной или сходной форме у совершенно различных индивидов…
Типичные особенности, перечисленные выше, достигают пределов абстракции; однако в то же самое время они являются простейшими выражениями формообразующих принципов. В действительности паттерны значительно более переменчивы и гораздо более конкретны, чем можно себе представить. Их вариабельность не поддается описанию.
<...> все архетипическое, получаемое сознанием, как оказывается, представляет собой набор вариаций на основную тему».
(К.Г. Юнг. О природе психического // Юнг К.Г. Структура и динамика психического. - М.: «Когито-центр», 2008; СС. 225 и 236; болд мой - И.Е.)
А здесь мы уже видим прямую аналогию сразу для двух областей астропсихологической работы.
Во-первых - для конкретных индивидуальных материальных событий, которые происходят внутри того или иного транзита и в принципе невычислимы. И это к вопросу о состоятельности чисто предсказательно-гадательной астрологии, которая ведь вполне серьезно претендует на то, чтобы описывать сущности, которые «сразу же распыляются, превращаясь почти в ничто» (С. Арройо) [1].
Во-вторых - это аналогия для широты и богатства вариаций, в которых один и тот же устойчивый натальный астро-архетип проявляется как в пределах одной личности, так и у разных личностей.
Дело в том, что конкретные проявления того или иного астро-архетипа в виде психологических, поведенческих и др. особенностей и паттернов конкретных людей настолько многообразны и тонки, что скептик не видит, что все это многообразие растет из одного корня, т.е. что оно всегда озвучивает одну и ту же «тему», но на разные «мотивы».
«Не видит» - т.е. не обладает тем, что называют
«астрологическим зрением». Поэтому для скептика вся эта тонкая игра вариаций - всего лишь хаотический набор случайностей без единого центра.
Под «астрологическим зрением» же мы тут понимаем натренированную и развиваемую способность подводить частное под общее, т.е. как раз видеть общие идеи (темы, принципы), вокруг которых группируются те или иные их частные психологические и экзистенциальные проявления (мотивы, вариации) [2].
Например, в процессе наблюдения и общения с клиентом зафиксировав вместе с ним 3-4 его устойчивые, характерные, повторяющиеся (и им самим в себе опознаваемые) психологические микро-особенности, астропсихолог видит, что все они суть разные проявления его психо-паттерна луна-в-тельце, т.е. что все они имеют один общий организующий принцип.
Или, обсуждая биографические подробности, сюжеты и жизненные конфликты человека, астропсихолог постепенно начинает различать, что часть из них группируются вокруг хорошо узнаваемых тем такого экзи-паттерна, как квадрат-солнце-юпитер, который есть в карте этого человека…
После цитаты из отца-основателя глубинной психологии дадим слово непосредственно современному астрологу и философу:
«С одной стороны, в каждом из рассмотренных ниже примеров в индивидуальной жизни и работе явно доминировали сами эти архетипические принципы, - через свое динамическое взаимодействие. С другой же, в рамках этой архетипической общности не менее очевидно и необычайное разнообразие тех способов, в которых они конкретно проявляются.
Для биографий и индивидуальных характеристик людей, рожденных с аспектами между Сатурном и Нептуном, характерны устойчивые темы с некой основной легко узнаваемой архетипической линией [archetypal coherence], - при том что конкретные формы этих тем у разных индивидов сильно отличались».
(
Р. Тарнас. Идеальное и Реальное. Сатурн - Нептун (Ч.1) [3])
И сюда же - Станислав Гроф о специфике именно астрологического мышления. Говоря об астро-архетипах, пионер трансперсональной психологии точно так же различает, с одной стороны, инвариантное смысловое ядро архетипа и, с другой, его конкретные и многообразные вариации.
«…конкретные проявления тех же самых архетипов и их сочетаний не являются строго определенными. Астрологические архетипы могут находить разные выражения, оставаясь верными своей коренной природе. Если мы открыты для принципа, выраженного в индийском понятии лила и подразумевающего, что вселенная - это игра Вселенского Разума, то многоплановость архетипов оставляет значительное место для творческих вариаций в пределах архетипических границ»
(
С. Гроф. Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы (2012 г.))
…И, в заключение, как один из побочных аспектов той же темы - еще одна аналогия. Ниже Гроф рассуждает в своем контексте, но нам тут важен именно тот момент, который мы сформулировали в заголовке:
3.1. Аналогия между (а) теоретической классификацией психиатрических диагнозов и (б) стандартизированными «учебниковыми» астро-описаниями.
«Поскольку переживания пациентов как в обычных, так и в холотропных состояниях показывают глубокую связь с энергиями архетипов транзитных планет в то или иное время, эти переживания подвержены постоянным изменениям.
Я упоминал ранее о разочаровании тех теоретиков, которые пытаются установить жесткую систему классификации психиатрических диагнозов. Сейчас мы пользуемся данными официального четвертого переработанного издания «Диагностическое и статистическое руководство по душевным болезням» (DSM-IV), и клиницисты постоянно говорят, что разочарованы несоответствием между описаниями диагностических категорий и реальными клиническими картинами, которые они наблюдают у своих пациентов»
(
С. Гроф. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания)…
______________________
Примечания.
[1]
«…Элвелл нашел, что "для достижения высокой точности описания личности и событий необходимо ограничиться внутренней ситуацией". Ограничиться внутренней ситуацией! Вы можете быть уверены во внутренней ситуации больше, чем во внешней. Внутренняя ситуация в каком-то смысле проще и более адекватно описывается астрологическими символами. Как только сущность проявляется в большом мире, она сразу же распыляется, превращаясь почти в ничто.
"Попытка описать поведение или внешние обстоятельства всегда привносит элемент случайности, и чем более тривиально поведение, тем эфемернее события, тем больше роль случая".
…Как только вы начинаете иметь дело с характеристиками поведения <в данном случае речь о внешне-событийном "поведении", которое пытается предсказать астролог - И.Е.>, вы начинаете играть в угадайку. «Будет ли этот символ проявляться так или эдак?». Астролог просто вовлекается в бесконечное угадывание».
(
Стефан Арройо. Практика и профессия астролога)
[2]
По поводу
текста Константина Дарагана по ссылке оговоримся, что, на наш взгляд, и методы так называемой хорарной (по сути - просто гадательной) астрологии, и процедура ректификации гороскопа выглядят крайне сомнительными и неубедительными.
«Астрологическое зрение» же необходимо прежде всего для обычной, полноценной и каждодневной астропсихологической работы с людьми и их натальными, транзитными и синастрийными картами…
А вот с этим высказыванием автора трудно не согласиться: «…в такой области, как эзотерическая астрология, можно обходиться и вовсе без астрологического зрения». Как, впрочем, и много без чего еще: без мышления, без здравого смысла, без элементарной формальной логики (где вступает в дело «эзотерика», там, понятно, не до таких скучных мелочей, как правильный силлогизм и вывод следствия из двух посылок) и т.д.
[3]
Еще цитаты из того же эссе Тарнаса и на ту же тему.
«Определенным геометрическим соотношениям между планетами на небе, как представляется, соответствуют определенные диалектические отношения между архетипами в человеческом опыте.
Но вот как именно переживались эти отношения - как поглощение, одностороннее претерпевание, противопоставление, взаимное урегулирование или интеграция - все это уже сильно варьируется в зависимости от конкретной личности» (
Ч.2)
«Как я часто замечал, биографии и работу многих личностей, родившихся с этими двумя планетами в аспекте, кажется, объединяют сразу несколько разных тем, которые в пределах одной конкретной личности и биографии в ходе жизни зачастую перетекают одна в другую…
…биография, личность, работа и мировоззрение того или иного человека отчетливо отражали множество вариаций характерных тем внутри одной и той же архетипической комбинации.
Причем эти многообразные проявления единого комплекса могли быть заметны как в какие-то отдельные периоды, так и на протяжении всей жизни в целом, как в различных областях одной жизни, так и тонко переплетаясь внутри только какой-то одной области» (
Ч.3)
______________________
***См. далее:
Часть 3***
©
Ефременков И.В. Заметки по экзистенциальной астропсихологии (Правила метода), 2017
[в работе]
При цитировании или перепечатывании материала гиперссылка гиперобязательна.