Ричард Тарнас. "Рассвет новой Вселенной" [Ч. 2] (2005). Глава из книги "Космос и Душа/Психе..."

Jul 21, 2017 19:50

[Переводы]  [Новая Эпистемологическая Парадигма]   [Другая астрология]  [Архетипическая астрология] [Философские основания астрологии]



"Воистину, в нашей культуре трудно себе представить менее респектабельную,
ожидаемую и социально одобряемую точку опоры для космологической трансформации,
чем астрология.
Но несмотря на это вот уже опять маргинальная, но растущая группа
исследователей и ученых... изучает множество фактов, указывающих на необходимость
радикального пересмотра концепции взаимосвязи между Космосом и Землей...
Астрология предлагает современным разуму и душе via regia, царскую дорогу,
ведущую за пределы лишенного чар универсума, в сторону живого Космоса
с его глубинным раскрытием своего смысла и цели".
(Ричард Тарнас. Космос и Психе...)

Об авторе и тексте.
Архетипическая астропсихология с высоты птичьего полета

Ричард Тарнас (21.02.1950 | 12:30 | Женева) - философ, психолог и астролог, сподвижник Станислава Грофа, в начале 2000-х познакомивший его с архетипической астропсихологией и вместе с ним работающий в Калифорнийском Институте Интегральных Исследований (CIIS). "Коренное изменение моего отношения к астрологии стало результатом сотрудничества с психологом и философом Ричардом Тарнасом, который уже много лет является моим близким другом и коллегой" (С. Гроф. Психика и космос: холотропные состояния сознания, архетипическая психология и транзитная астрология) [ 1]. В качестве философа наиболее известен как автор книги «Страсть западного ума» (1991) - весьма живой и творчески осмысленной истории европейской философии от античности до наших дней.

В центре исследовательского внимания Тарнаса - разработка новой эпистемологической парадигмы (далее - НЭП), которая, в отличие от классической сциентистской субъект-объектной парадигмы, оказалась бы способна вместить в себя целый ряд «хорошо забытых» западной культурой «старых» феноменов и явлений. Главные из них - трансперсональное измерение личностного опыта и многообразные феномены синхронистичности, в том числе - архетипическая астрология, с ее базовой предпосылкой об изначальном соответствии (а) психологически-экзистенциального внутреннего и внешнего опыта как факта микрокосма, с одной стороны, и (б) положений планет как макрокосмических фактов - с другой.

Главный тезис философа в этом тексте вполне очевиден: западная цивилизация, культура и мировоззрение сегодня находятся фактически в той же ситуации, что и непосредственно перед коперниканской космологической революцией, - ни много ни мало. В той же ситуации радикального кризиса самой парадигмы познания и мировосприятия. И, в частности, архетипическое/астрологическое мировоззрение (как явление уже новой парадигмы) сегодня кажется пока точно таким же невероятным, как и гелиоцентрическая система во времена Коперника. (И - добавим от себя - она все еще была невероятной для мейнстримной культуры и широких образованных масс даже почти век спустя, во времена Бруно, Галилея и Кеплера).
В этой связи отметим еще и своеобразный и узнаваемый авторский стиль письма Тарнаса. Кажется, это тот редкий случай, когда торжественность, колоритная многословность и даже некоторая пафосность слога - учитывая масштаб, объем и глубину поднимаемых философом вопросов - выглядят вполне уместными. При переводе мы постарались сохранить эту особенность оригинального текста.

Ниже впервые на русском языке вниманию читателя предлагается фрагмент большой книги «Космос и Психе. В преддверии нового мировоззрения» [ 2] (Tarnas, Richard. Cosmos and Psyche: Intimations of a New World View. New York: Viking Penguin, 2006), - глава «Рассвет новой Вселенной». Ее автор - современный интеллектуал первого ряда и, так сказать, представитель Большой Культуры, как и Юнг, Хиллман, Гроф, Уилбер и др. Этим книга и привлекает, поскольку вписывает архетипическую астрологию в максимально широкий современный и исторический культурный контекст, дает объемный взгляд сверху, как бы с высоты птичьего полета.
В целом, перед нами один из программных текстов для всей только еще зарождающейся НЭП [ 3], ее своеобразный манифест. Вниманию читателей предлагается 2-я часть главы (Ч.1 см. здесь).

*
Оригинал:
Американский астрологический журнал The Mountain Astrologer (Dec. 2005/Jan. 2006). PP. 40-43

***

Первые коперниканцы пережили своего рода внутреннюю трансформацию. Их прозрения были сразу и интеллектуальными, и духовными, и психологическими, и космологическими, и всё их исследование и мышление служили новому видению, которым они были счастливы обладать. Их интуиция бежала впереди всей теоретической и эмпирической работы, которую нужно было проделать прежде чем новая теория смогла стать полностью оправданной и обоснованной. Даже спустя столетие после Коперника в «Диалогах о двух системах мира» Галилей подчеркнул этот момент:

«<…> вас удивляет, что у пифагорейского учения так мало последователей, я же удивляюсь тому, что находятся люди, которые усваивают это учение и следуют ему, и я не могу достаточно надивиться возвышенности мысли тех, которые его приняли и почли за истину; живостью своего ума они произвели такое насилие над собственными чувствами, что смогли предпочесть то, что было продиктовано им разумом, явно противоречившим показаниям чувственного опыта. Мы уже видели, что доводы против суточного обращения Земли, разобранные нами раньше, по-видимому, чрезвычайно внушительны, и то обстоятельство, что ученики Птолемея и Аристотеля и все их последователи считают их чрезвычайно доказательными, является уже величайшим аргументом в пользу их значимости; но чувственный опыт, который явно противоречит годовому движению, с такой видимой убедительностью выступает против этого учения, что, повторяю, я не могу найти пределов моему изумлению тому, как мог разум Аристарха и Коперника произвести такое насилие над их чувствами, чтобы вопреки последним восторжествовать над кажущейся очевидностью» [4].

Чтобы гипотеза Коперника стала приемлемой и обоснованной, необходимо было создать совершенно новую концепцию «аргументации»: новые способы определения того, что считается истиной, новые способы распознавания паттернов, новые формы доказательств, новые категории интерпретации, новое понимание причинно-следственных связей. Для этого понадобилось отвергнуть давно установленные правила научной методологии и сформулировать совершенно новую эпистемологию и онтологию.
Сама сущность коперниканской революции была столь фундаментальной, что потребовалось переосмыслить не только все общепринятые научные теории, но также и сложившуюся иерархию, само место человечества в порядке универсума: его взаимосвязь с остальной природой и Космосом, его отношение с божественным, основы его нравственности, способность вместить знания, его историческую самоидентификацию.

Такое радикальное преобразование не могло произойти за одну ночь. Чтобы образованный ум и психика поддержали это преобразование, понадобилось несколько поколений, в том числе уход из жизни многих интеллектуальных авторитетов эпохи, которые не смогли отказаться от господствующей парадигмы. Необходимая перемена носила не просто физический, а метафизический характер: нужно было полностью пересмотреть взгляд на весь мир. В конце концов, последствия великого сдвига - космологического, религиозного, морального, эпистемологического, психологического, экзистенциального - были настолько далеко идущими, что потребовались столетия, чтобы в них разобраться и их осознать.

Мало-помалу, благодаря самому ходу времени и героическим усилиям, направленным против сильных противников и укоренившихся воззрений, наступил полный триумф коперниканской модели. Однако, по мере того как набирал обороты уже наш век, - и вот это сегодня выглядит как роковая неизбежность - дальнейшие выводы, уточнения и глубокий анализ коперниканской революции вскрыли ее предельно парадоксальные следствия, которые иной раз прямо противоречили космологическим представлениям ее авторов. Огромное значение этой революции заново пересматривалось с каждой новой эпохой, - это все еще открытая проблема и сегодня...[4а]

Я начал свою книгу с обзора коперниканской революции, поскольку считаю, что это экстраординарное событие в сфере человеческого сознания - ключ к пониманию многих аспектов великой интеллектуальной и культурной драмы, которая разворачивается в современную эпоху. И по своему происхождению, и по своим последствиям гелиоцентрическая революция полностью переросла свою чисто научную составляющую; нетрудно заметить, что она носила признаки своего рода религиозного откровения.

Она зародилась в решающий момент истории, в самом сердце эпохи Возрождения, и синхронистично совпала [5] со многими другими новаторскими культурными явлениями, сыгравшими решающую роль в путешествии к нашему времени. Среди них - взгляд на целую планету как на объект собственного глобального исследования и завоевания; чудовищная религиозная революция Реформации; стремительное распространение печатной книги как новой среды международного общения; пробуждение чисто современных способов восприятия действительности [recognizably modern sensibility] у множества людей: от Леонардо, Пико  [6] и Макиавелли до Монтеня и Шекспира, Бэкона и Галилея, - и, наконец, до Декарта с его эпохальным cogito ergo sum, «я мыслю, следовательно, существую».

Глядя из более широкой исторической перспективы мы видим, что коперниканская революция представляла собой космическое узаконивание [cosmic ratification] великого солнечного господства западного разума и духа, которое с самого момента его древнего греко-римского и иудео-христианского зарождения росло все больше и больше. С этой точки зрения, космическое значение коперниканской революции представляло собой великое прометеевское похищение солнечного огня с небес. Она чрезвычайно расширила возможности современного «Я», которое уподобилось Богу, божественному герою, новому Солнцу, олицетворяя собой Солнечный Логос.

Ведь современный разум блестяще осветил всю Вселенную, природу и Землю, - так, будто сам он при этом пребывал в некой трансцендентной позиции над суетой эмпирического мира. Произошел великий психологический и архетипический сдвиг: современное рациональное «Я» отождествилось со всё освещающим Солнцем, с героическим солнечным центром. Тем самым оно коренным образом отмежевалось от Земли, Матери-Земли и царства природы, - от того, что древняя космология рассматривала как подлунную область перемен, хаоса и смертности. Современное солнечное самосознание светом разума разогнало темноту древней ночи, суеверий и невежества, а также мифа, тайны и неизвестности.

Так начиналось «Просвещение»...

Таким образом, коперниканская революция стала центральным событием не только для формирования современного «Я» в новом космологическом контексте и для осознания им собственного превосходства, но и для радикального «раз-очарования» миром. С безграничным возвеличиванием [ascension] современного разума мир лишился всех представлений о нуминозных силах [7], богах и богинях, архетипических идеях и своих сакральных составляющих. Он более не олицетворял собой космический порядок смыслов и целей, на которые можно было равняться. Отныне мир рассматривался скорее как нейтральная территория случайных фактов и возможных средств для наших чисто мирских целей.

В соответствии со знаменитым термином Макса Вебера, развивавшем интуитивное прозрение Шиллера, случившееся столетием раньше, современный мир стал «раз-очарованием» («entzaubert» (нем.)) [7а]: были аннулированы какие-либо его духовные, символические или многозначительно-неопределенные [expressive] стороны, обеспечивавшие космический порядок, в котором человеческое существование находило основу для смысла и цели. Вместо этого мир стал рассматриваться исключительно с позиции безучастных фактов, отстраненное рациональное понимание которых давало человеческому существованию беспрецедентную способность вычислять, регулировать и манипулировать этим миром.

А это, в свою очередь, стало еще одной ступенью на пути к настоящему экзистенциальному бедствию современной души. Души, которая ощущает себя брошенной на произвол судьбы на одинокой периферийной планете в огромной бессмысленной Вселенной, - целеустремленное существование посреди бесцельного Космоса [8].
Копениканский рассвет новой Вселенной полностью предопределил вектор самоидентичности нашего сегодняшнего мира. И это великое солнечное рождение и восхождение [ascent] неминуемо привели сегодня к не менее глобальному солнечному нисхождению [descent].

Но жизнь сложна и полна парадоксов, и есть еще одна причина чтобы нам оглянуться на коперниканскую революцию. Сегодня, пять сотен лет спустя, возникла удивительная ситуация, которая имеет явное и поразительное сходство с тем переходным периодом между эпохами и мирами.
Ведь сегодня новые небесные свидетельства/данные/доказательства [evidence from the heavens] с их новой интерпретацией снова могут стать основой для фундаментальной мировоззренческой трансформации. Опять древняя, хотя и давно отвергнутая, традиция знания расчищает путь и ждет своего нового толкования. И вновь эта традиция со своим новым толкованием с большой долей вероятности будет презираема и отвергаема большинством культурных авторитетов эпохи.

Воистину, в нашей культуре трудно себе представить менее респектабельную, ожидаемую и социально одобряемую точку опоры для космологической трансформации, чем астрология.
Но несмотря на это вот уже опять маргинальная, но растущая группа исследователей и ученых - группа, которая теперь включает философов и физиков, психологов и врачей, теологов и историков - изучает множество фактов [evidence], указывающих на необходимость радикального пересмотра концепции взаимосвязи между Космосом и Землей.
А эти данные требуют столь же радикального сдвига в нашем понимании самой сущности человека. Как и тогда, интеллектуальные и технологические достижения -  такие как телескоп, открытие новых внешних планет [9], компьютер, вычисление точных планетарных позиций на столетия назад, новая историческая наука, развитие глубинной психологии и архетипической исследовательской перспективы - открывают сегодня новый тип данных и новые исследовательские горизонты.

Как и тогда, новая перспектива является частью гораздо более масштабного сдвига парадигмы, затрагивающего многие области и дисциплины, а также сферы человеческого опыта.
И вот уже снова целый массив данных требует формирования и обоснования новых принципов интерпретации, новых способов распознавания паттернов, новых форм доказательств, нового понимания причинности, новой эпистемологии и онтологии. И опять за пределами чисто научных и эмпирических оснований обнаруживается множество других факторов - исторических, культурных, психологических - благодаря которым возможен совершенно другой исследовательский угол зрения.
Вновь критическое осмысление новой парадигмы в рамках той или иной мировоззренческой или эстетической оппозиции рождает ее сторонников и противников.
И, наконец, новые свидетельства и перспективы обнаруживают неожиданные аспекты уже в самой коперниканской революции, показывая в новом свете как ее общий космологический смысл, так и ее по-прежнему актуальное историческое значение. Они переосмысляют это ключевое событие в контексте более сложного и объемного взгляда на Космос, тем самым предлагая другие основания для локализации человека в рамках более широко понятого порядка вещей.

Во многих религиозных традициях (мистической, эзотерической, шаманской) существуют два момента рождения: первое рождение является буквально физическим, из материнского лона - во внешний мир, а второе - духовным. Если коперниканская революция была первым рождением современного «Я», то есть буквальным рождением в новую физическую Вселенную из древне-средневекового космического лона, то - я верю - астрологическое откровение нашей эпохи может стать вторым рождением человеческого сознания. Рождением духовным, дающим человеку новую идентичность, а также новую концепцию эволюции космоса с его глубинными смыслом и целью.

Сегодня героическое солнечное современное «Я», кажется, приближается к концу своего долгого дневного путешествия: клонясь к закату, оно погружается в лунную почву [10], в свое бессознательное, в глубины души, в ночное небо, в anima mundi [11], душу мира. И если мифы многих эпох окажутся истинными, солнечное «Я» умрет, вернувшись к своей более ранней форме, и преобразится, соединившись со своей полярной противоположностью, - чтобы, переродившись, опять обрести целостность на новом уровне. Конечно, ночное небо и anima mundi составляют сферу астрологического космоса par excellence [12]. Астрология предлагает современным разуму и душе via regia, царскую дорогу,  ведущую за пределы лишенного чар [disenchanted] универсума, в сторону живого Космоса с его глубинным раскрытием своего смысла и цели.

Более того, поскольку это происходит в финале солнечного путешествия современного «Я», астрологическое пробуждение нашего времени предлагает не только восстановление древней мировой души, но и новое отношение к ней. Ведь развитие современности - это процесс тщательного формирования саморефлексирующего автономного «Я». Однако сегодня каждый из нас может воспринимать себя не только как автономное «Я», но также и в качестве участника более глобальной космической драмы; сегодня каждый из нас - творческое сочетание деятельности и созидающего воображения. Каждый - ответственный за себя микрокосм внутри творческого макрокосма, и каждый воплощает в себе полностью и всесторонне революционное раскрытие его реальности.

Астрологи, среди прочего, несут сегодня большую историческую ответственность, и это большая честь: стать посредниками в общем пробуждении к идее такого Космоса, который одушевлен архетипическими силами и наполнен творческим разумом. Космоса, который едва постижим в своих подлинных масштабах и тайнах, но с которым человек может учиться соучаствовать, умно и осознанно, вместе с ним созидая свое пока все еще слишком предсказуемое будущее.

*** См. далее: Примечания редактора ***

*** См. также:
Р. Тарнас. Предисловие к "Космос и Психе..."
Р. Тарнас. "Идеальное и Реальное. Сатурн - Нептун" (2009) ***

__________
Перевод - © И. Ефременков, © А. Шлыков, 2017
Примечания - © И. Ефременков, 2017
При цитировании или перепечатывании материала ссылка обязательна.

переводы, ! Тарнас, ciis, НЭП

Previous post Next post
Up