С именем АЛлаhа, милостивого, милосердного
На заре гласности и перестройки, советское общество сорвалось с нравственных болтов, веками удерживавших народ в рамках религиозных ценностей. Религиозные знания, с корнем выкорчеванные бравыми особистами и узколобыми чекистами в кожаных кепках в тридцатые годы двадцатого века, покинули нашу страну. Можно ли бедствия распада страны, шквал стихийного капитализма, когда бывшие спортсмены, мелкие хулиганы и потенциальные тунеядцы надели малиновые пиджаки, обзавелись радиотелефонами, сели в подержанные бумеры и подняли девиз: «хватай всё, что плохо лежит», связать с нравственным вакуумом советского строя? Ответ очевиден. Конец советскому государству пришёл тогда, когда начали массово умирать носители прежних, досоветских ценностей. Советские ценности не сумели удержать общество от нравственной деградации, обусловившей в дальнейшем демонтаж социальных институтов, а вслед за ними институтов государственной власти.
На взгляд человека, размышляющего о причинах и следствиях общественных явлений, чётко обозначается граница между «старыми» людьми и людьми «новыми», анекдотическим образцом для которых явились «новые русские». Граница эта в воспитании «старых» людей ДО октябрьской революции. Потом эти «старые» люди воспитали детей, на которых уже повлияла атеистическая «вольная» атмосфера советского общества. Дети «старых» людей уже не знали, почему надо остерегаться совершения плохих поступков, как стали именоваться в социалистическую эпоху грехи. Само понятие греха размылось и стало ассоциироваться с дореволюционным периодом. Потом дети «старых» людей завели своих детей. Это уже поколение, о котором я знаю не понаслышке, поскольку к нему принадлежу. Наши бабушки (и дедушки тоже, но в значительной степени именно бабушки) создавали атмосферу (сейчас сказали бы «бэкграунд») незыблемости нравственных норм. Наши родители отмахивались от простых вопросов, ответы на которые были бабушкам хорошо известны. Вдумчиво и неназойливо делились они с нами ведомыми им секретами устройства мира. И хотя дети наших бабушек считали себя умными и образованными, следование советам наших родителей играло подчас с нами злую шутку. За мудрым советом многие из нас шли всё-таки к бабушкам, а не к мамам. Здесь можно вспомнить о необычайном расцвете феномена «советская бабушка». Слово babooshka вошло в европейские языки, как имя нарицательное для мудрой, заботливой (или слишком заботливой) пожилой женщины, имеющей большой нравственный багаж.
И вот родились наши дети. Поколение, встретившее гласность и перестройку в состоянии «под-стол-пешком-хождения». Поколение, заставшее распад СССР в школе, либо сразу после школы. В годы, когда всё рушилось на глазах. Разворовывались заводы, многотонные камазы вывозили новейшие станки с числовым программным управлением на чермет. Закрывалось всё, имевшее хоть какое-то отношение к воспитанию детей. Советская инфраструктура дворцов пионеров, пионерлагерей, бесплатного спорта, библиотек, кружков «умелые руки» и профтехобразования - всё резалось под корень московскими «младореформаторами», которых теперь принято называть командой Ельцина. И бабушки (а до них и дедушки) ушли в мир иной, оставив после себя чёрно-белые пожелтевшие карточки в семейных альбомах, пыльные книжки на полках, венские стулья и резные этажерки, увезённые однажды на дачу. А в иных семьях и того от поколения наших бабушек, «людей старой закалки» не осталось. Появилось новое поколение бабушек: бабушки-атеистки. Бабушки, которые в молодости знали, что нельзя совершать плохие поступки, но к старости забыли почему. И внукам своим об этом уже не рассказывали. Потому что внуки обязательно спросят: «А почему нельзя?». А ответить-то новым бабушкам было уже нечем.
Новое время пришло и принесло с собой новые приоритеты. Дети поколения next (для краткости будем писать просто «NG») точно знали, почему надо быть богатыми. ТВ услужливо объясняло им эту истину в американских фильмах и сериалах, наводнивших вдруг весь эфир. Певица Лина (Елена Владимировна) Мкртчян рассуждала об этом в интервью, которое появилось в эфире из-за посещения ею Казани в середине 90х. Елена Владимировна эмоционально говорила: «Телевизор говорит мальчикам: «Ты должен быть киллером, КИЛЛЕРОМ!» Телевизор говорит девочкам: «Ты должна стать проституткой, ПРОСТИТУТКОЙ!» Телевизор - это икона сатаны. И наши дети молятся на эту икону…»
Для людей, не прочитавших в жизни ни одной книги, считающих верхом музыкального творчества «владимирский централ» и «мурку» (как в нетленном сериале Говорухина), настала эра, когда можно было перестать комплексовать по поводу собственной быковитости и малой образованности. Наступил бурный расцвет беззакония, «беспредела», который шансонье Сергей Трофимов образно сравнил с дрожжами, брошенными в де*ьмо. «Попёрло быдло кверху» пел Трофим. Иметь высшее образование перестало быть престижным. Актуально стало уметь брать оппонента за глотку в споре за место для магазина, распределение выручки, в прочих личностных, производственных и организационных конфликтах. Вплоть до конфликтов среди участников дорожного движения.
В мирных и ласковых застойных семидесятых могли ли мы помыслить, что в российских газетах появятся заголовки типа:
В КОНФЛИКТЕ ВОДИТЕЛЯ МЕРСЕДЕСА И ФОЛЬКСВАГЕНА КРУЧЕ ОКАЗАЛСЯ ВОДИТЕЛЬ ФОЛЬКСВАГЕНА - ОН ВЫШЕЛ ИЗ МАШИНЫ И ВЫСТРЕЛИЛ В ГОЛОВУ ВОДИТЕЛЯ МЕРСЕДЕСА …
?
Нет, у нас это в головах не укладывалось. А у наших детей - пожалуйста. Открывай интернет и чернуха льётся мутной рекой. Палп фикшн. Сознание Квентина Тарантино создало в 90-е годы этот сборник криминальных новелл - «Криминальное чтиво». Для детей шестидесятых подобное казалось абсурдом. Подобный сюжет выглядел бы как эпатаж, не имеющий ни малейшего отношения к реальности, ещё в 80е годы. Но в 1998м году все герои саги были узнаваемы не только в обществе США, но и в нашей РФ, прививка американской морали уже прижилась на теле российского общества. Профессиональный боксёр, решивший «кинуть», или попросту обмануть заплативших ему за проигранный бой братков, два сборщика «дани» для криминального авторитета (которых потом Балабанов весьма удачно скопировал в отечественной криминальной саге 2005го года), кокаинистка - подруга криминального босса, которая откинула копыта, нюхнув по ошибке героин, извращенцы полицейский и владелец сувенирной лавки, полоумное существо в кожаной маске, живущее в рабстве у извращенцев - все они перестали быть чуждыми персонажами для нашего общества. Теперь можно выйти на улицу Можайска, Кемерово, Нижнего Тагила, Электоростали, или Санкт-Петербурга, чтобы встретить Марселуса Уолоса, возвращающегося со стрелки, Буча, раздающего автографы в боксёрском клубе, или полицейского Зэда, проверяющего грузовики на въезде в город.
Выросло ли поколение наших детей более зубастыми, чем мы? Не знаю. Мне кажется, что NG, родившееся после 78го года (плюс-минус пару лет), страшно боится повзрослеть. NG, напуганное нами, их родителями, которые работали в 90-е, в пору их взросления, не покладая рук, приходившими домой, когда дети уже спят и уходившими из дома, когда дети ещё спят, в беспредметной погоне за сохранением уровня жизни, подобной погоне осла за морковкой, подвешенной за верёвочку, NG получило прививку страха перед работой. Страха перед стрессом на работе. Окружая себя пеленой заботы родителей, NG укладывается спать, как окуклившийся червячок, бормоча себе под нос: «сейчас посплю и проснусь бабочкой. У меня всё будет. Шикарный автомобиль, просторная квартира, «платиновые» пластиковые карточки крупнейших мировых банков, неограниченные возможности для отдыха и развлечений…» Но просыпается NG по-прежнему в родительских убогих хрущёвках, пахнущих проросшей картошкой, с необходимость как-то жить дальше, слушая родительскую воркотню, пользуясь дешёвым китайским телефоном, подержанным родительским автомобилем. Откуда в интернетах столько молодёжи, тоскующей по красивой жизни? Это всё NG - которое никак не может уложить собственный идеал в границы реальности. И только интернет в компьютере, купленном любимому внуку на бабушкину пенсию, даёт некую иллюзию отрыва от реальности. И вот герои шутеров и квестов утирают нос поколению своих предков. Бесстрашные победители варкрафтов и гэтэа, дум-два и дьюков-ньюкемов, прошедшие три-дэ-стрелялки вдоль и поперёк, гордо косятся на пап и мам, зависающих в беспонтовых одноклассниках и в группах вконтакте, связанных с их беспонтовой работой.
И как вытаскивать наших чад из их виртуальной псевдореальности? За какие такие уши их тянуть? И здесь снова выходят на авансцену религиозные нормы и устои «старых людей». То есть наших любимых старых бабушек, когда они были ещё молодыми, когда они, их братья и сёстры, покрывшие своими телами впоследствии поля гражданской, финской, Великой, т.е. третьей отечественной войны, похороненные в братских могилах сталинского ГУЛага, ещё учились в медресе и цэпэша, учили Слова Корана и Отче наш. И снова всплыло понятие греха, как действия не угодного Создателю. И замаячило наступление Дня Суда. В мире с разорванным понятием справедливости, когда зло врывается в наши дома через окна, двери, экраны компьютеров и телевизоров, закольцовывается связка между преступлением и наказанием. Связка между целью человеческого существования и Высшей справедливостью. Многие, многие дети NG, вслед за коммунистическими дедами и атеистками бабушками, отметают от себя, отрицают любую веру в Высший Суд, Милующего и Карающего Творца. Прячутся за теорию Дарвина, благо всегда можно включить кабельные каналы дискавери и нейшнл джиографик, откуда популярно объяснят, как человек произошёл из водоросли, которая стала рыбой, которая стала ящерицей, которая стала обезьяной. Но даже самый закоснелый, матёрый материалист не сможет в самом воспалённом воображении себе представить, как это может в живой природе происходить. Мир, где нет души, понятен только бездушному человеку. А таких, к счастью, абсолютное меньшинство.
Ведь человек, в котором плещется душа, не может беспрестанно затыкать духовный голод компьютерными играми и цифровыми приставками. Концертами и спектаклями. Фитнесом, ночными клубами и квартирными гулянками.
Когда-нибудь эта душа потянется к знаниям. Сначала робко. А потом всё увереннее и увереннее. И встанет человек разумный из поколения некст. И восславит своего Творца. И возблагодарит. За пищу. За питьё. За воздух, которым он дышит. За любящих родителей, за доброту людей, которую вчера ещё он не ценил. И снова наша страна пойдёт к процветанию. Вырвется из под власти алкоголиков-клептоманов. Ин шааЛлаh. Если пожелает этого Всевышний.