Гейдар Джамаль, при всей своей эксцентричности и экстравагантности, периодически облекает в слова мысли, которые не могут не роиться в головах мусульман, ищущих ответы на многие актуальные вопросы, которые ставит нам жизнь. И, хотя не все идеи ГД являются разделяемыми большинством мусульман, составляющим некий внутрирелигиозный кворум, многие формулировки, в которые он облекает свои мысли, заставляют задумываться над теми же вопросами более квалифицировано, нежели до знакомства с рассуждениями ГД.
На проекте «Открытая библиотека» состоялся обмен мнениями между Председателем т. н. «Исламского комитета России» Гейдаром Джамалем и М.Пиотровским, апологетом откровенно масонских взглядов на общество и на культуру. Т.з. г.Пиотровского я бы опустил, как некий повод для высказываний ГД.
В частности он говорит:
«...сегодняшнее общество превратилось в Левиафана, в котором уже то различение, которое было для Гоббса, допустим, между обществом и государством, нынче практически исчезло. Сегодня государство и общество во многих узловых пунктах мира стало одним и тем же, и это общество поглощает фактически как черная дыра, оно поглощает все, собственно, человеческое содержание. Нет больше Олимпа, нет больше той духовной сферы, к которой человек еще 200, 300, я уж не говорю 1000 лет назад обращался как к сфере объективного духа, нет больше такого объективного духа. Олимп превратился в некий социальный аспект. То есть это клерикализм, это папа римский, который помахивает рукой, обращаясь к паломникам на площади, это некие социальные аспекты религии и так далее. Но Олимпа как такового нет.»
Можно по разному квалифицировать современное общество: «Империя монетаризма», «Масонский проект цивилизации», «Общество, поощряющее деградацию духовных ценностей», однако яркий образ современного общества, как «Левифана, подменяющего духовный аспект аспектом социальным» - это браво, это 5+.
Далее:
«Нет больше природы ... сегодня любой необитаемый остров - это потенциальный пляж, который имеет некую стоимость с точки зрения его эксплуатации в туристическом бизнесе. Все превратилось в определенное измерение, то или иное измерение огромной социальной машины. Последнее, что осталось, - это маленький человечек, который еще не полностью втянут в мясорубку социума, глобального социума.»
«Мясорубка глобального социума» - ярко, понятно. Возникает реминисценция из А.Н.Толстого, где он, словами инженера Гарина предрекает сегодняшнюю духовную катастрофу общества высоких технологий, низводя значение человека до сравнения: «Ничтожнейший микроорганизм, вцепившийся в несказуемом ужасе смерти в глиняный шарик земли и летящий с нею в ледяной тьме». В этом Алексейтолстовском - Гейдарджамалевском метафоризме соединяется ощущение глобальной катастрофы, которое на уровне исламской риторики выражается фразой: День Суда начнётся тогда, когда исчезнет последний богобоязненный мусульманин. Иными словами, апокалипсис, Исрафил, трубящий в рог, распад вселенной на атомы для последующего воссоздания в ином, уже вечном, неизменном виде, где время перестанет довлеть над созданиями Всевышнего АЛлаhа, свят Он и велик. Где Его трансцендентной волей будет создан мир всеобщей справедливости, наслаждения для праведных и наказаний для грешников.
Продолжая рассуждения о значении отдельного, не покорённого социальным молохом, не подчинённого «свободному (от Бога) обществу» человека в современном обществе, ГД говорит:
«Это последний ресурс, который втягивается сегодня (в мясорубку), который должен быть втянут и истреблен этим социумом. И тогда уже, собственно говоря, мы вступаем в эру трансгуманизма, когда экзистенциальное измерение субъекта будет полностью погашено в недрах отчужденного искусственного интеллекта, распространенного на все человечество.»
Здесь я хочу заметить, что при всей трагичности картины, которую рисует перед нами ГД, разделять, либо не разделять трагическую концепцию его метафор, а также делать выбор в сторону когнитивного диссонанса, либо в сторону позитивной жизненной позиции: «что бы ни было суждено, нам всё нужно пережить», это дело того самого человека, для которого вращаются зловещие ножи той самой аллегорической мясорубки, цель которой втянуть в себя душу этого человека и погубить её, обрекая на компромисс с обществом несправедливости. На компромисс с дьяволом, по сути.
Рушад Бадюгин.
курсив мой.