Пуччини, курение и рак преддверья гортани

Feb 22, 2018 01:34




Радиотерапия опухоли Джакомо Пуччини. Музыкально-медицинские истории музыковеда Артем Варгафтик (Artem Wahrhaftig) и главного терапевта Ильинсокй больницы Ярослав Ашихмин (Yaroslav Ashikhmin) "Диагноз, маэстро!".

***
Артем Варгафтик (А.В.):
Приветствую Вас, дорогие друзья. Названия наших историй «Диагноз, маэстро!» означает, что нас интересуют врачи, болезни и та роль, которую они сыграли в судьбах знаменитых музыкантов. Наш сегодняшний герой - сеньор Джакомо Пуччини. Естественно, мы помним, что это самый молодой из тех оперных авторов, чьи произведения регулярно попадают по результатам каждого следующего года и сезона в десятку самых популярных в мире опер. Сразу Вам скажу, чтобы вести такую жизнь, какую вел сеньор Джакомо, здоровья нужно не просто много, а очень много. Любить жизнь так, как любил ее Пуччини, - это значит не пропускать ни одного шанса насладиться всеми ее дарами. И все те жизненные удовольствия, которые его привлекали, безусловно, свой отпечаток на его судьбу наложили. Отдельный декамерон можно написать по поводу его любовных похождений, но и все остальное, что сеньора Джакомо привлекало, - это тоже красота неописуемая: комфорт, роскошь, шикарное тосканское поместье Torre del lago, Озерная башня.


Первые года ХХ века характеризуются зарей автомобилизма. И это надо было умудриться, так любить скорость, как любил ее сеньор Джакомо Пуччини, и попасть в аварию ночью при сумасшедшей (по тогдашним понятиям) скорости 30 км/ч, настойчиво требуя от водителя, чтобы он гнал еще быстрее. Результатом стали многочисленные травмы и необходимость собирать организм сеньора Джакомо по частям, что и было сделано. Он это пережил. Причем совсем скоро после того, как организм собрали, была завершена знаменитая (теперь) опера «Чио-Чио-Сан», она же «Мадам Баттерфляй», «Госпожа Бабочка», о трагическом романе японской гейши и американского лейтенанта. Как мы помним, роман заканчивается харакири. И совсем скоро, после завершения оперы оказалось, что мадам Пуччини имеет очень серьезные основания для того, чтобы подозревать мужа в любовной интрижке с горничной. Она настолько энергично и напористо действовала (а девушка, судя по всему, была к этому не готова), что эта история также закончилась самоубийством. Причем, когда производилось вскрытие покойной, то выяснилась любопытная деталь: она была девственна чиста не только нравственно, но и физически. Таким образом, обнаружилась абсолютная несостоятельность всех подозрений, которые собственно бедную горничную до самоубийства и довели.

Правда, любовная интрижка все равно была, но ни с этой девушкой, а с ее сестрой. И выяснилось это гораздо позже. И вы можете себе представить, какое надо иметь здоровье, прежде всего душевное, крепкие нервы, здоровое сердце, чтобы в этой обстановке в такой шикарной усадьбе, в какой Пуччини проводил большую часть своего времени, не только жить, но и творить. И вы, наверно, дорогие друзья, догадались, о каком именно из удовольствий сеньора Джакомо, а также обо всех последствиях, которые связаны именно с этим удовольствием, мы должны спросить у доктора, главы терапевтической службы Ильинской больницы, Ярослава Ашихмина.

А.В.: Здравствуйте, доктор.
Ярослав Ашихмин (Я.А.): Добрый день!

А.В.: Я имею в виду, естественно, сигары. Причем не сами даже сигары, а особый способ их употребления. В англоязычных биографиях Джакомо Пуччини употребляется термин chain smoker, по-русски мы говорим «курил одну от одной», то есть практически непрекращающееся курение именно крепкого табака, не такого как в сигаретах. Мы знаем, что именно это и привело сеньора Джакомо к тому диагнозу и к той хорошо изученной истории болезни, которая у всех в памяти.


Я.А.: В действительности курение катастрофически повышает риск развития рака гортани, различных видов рака ротовой полости. И у Пуччини был рак преддверья гортани. Его история болезни хорошо известна и очень хорошо описана. Я ее могу изложить.

А.В.: Поскольку она является с точки зрения медицины показательным случаем.

Я.А.: В феврале 1924 года у него обнаружились такие симптомы как дискомфорт, боль в горле. Он обратился к ЛОР-врачам, которые ему рекомендовали различные растительные препараты и полоскание сырым яйцом.

А.В.: Ровно то, чем обычно пользуются певцы, прежде всего итальянские.

Я.А.: У него боль не утихала. И в апреле 1924 года был собран консилиум из 3 известных ЛОР-врачей, которые уже обнаружили увеличение лимфоузлов и рекомендовали биопсию. Биопсия показала рак преддверья гортани. Образование было размером в грецкий орех. Одним из новаторских методов лечения рака гортани была радиотерапия, которая проводилась всего в нескольких центрах Европы притом, что другие локализации рака лечились радиотерапией с начала ХХ века (1905 - 1907 гг., например, рак матки активно лечился радиотерапией).

А.В.: То есть когда открыли радиотерапию, способность жесткого гамма-излучения, ее стали применять в лечении опухоли.

Я.А.: Но вот направление в отношении опухолей головы и шеи только зарождалось, всего несколько клиник в Европе обеспечивали такое лечение. Одной из них была частная клиника доктора Леду, которую выбрал Пуччини, посоветавшись с врачами и друзьями. И первое, что было предпринято, - это лечение радиоактивным воротником, который был водружен ему на шею. Там был радиоактивный препарат - радий, скорее всего. Пуччини несколько дней с ним ходил, и боль в горле, которая его преследовала, ушла на некоторое время. Этот феномен известен.

А.В.: Потому что облучение уже успело воздействовать на опухоль?

Я.А.: Так и есть. Боль утихла. Он это расценил как шаг к излечению. Но клиника была новаторской. И доктор Леду решил применить узконаправленную (таргетную) радиотерапию. Оперировать было невозможно, опухоли такой локализации (преддверье гортани) считались абсолютно неоперабельными. Хирургической техники не было. Она появилась только после 1940 года и после того, как в практику вошли антибиотики.

Леду ввел Пуччини в опухоль радиоактивные иглы, содержащие радий, чтобы локально создать высокоинтенсивное радиоактивное излучение. 24 ноября 1924 года были введены эти иглы, а 30-го он писал, что из-за этих игл он не может фактически говорить, то есть для него это было резкое снижение качества жизни. Что произошло потом? По тем данным, которые у нас есть, у него случился сердечный приступ, вероятно, инфаркт миокарда. Доктор Леду из него извлек эти иглы, сделали инъекцию какого-то препарата, по всей видимости, морфина. И в течение очень короткого периода времени Пуччини скончался. Это выглядит достаточно правдиво, потому что и сегодня, к сожалению, в клиниках, которые занимаются лечением онкологии, смертность от кардиологических болезней выше.

А.В.: То есть сердца пациентов не выдерживают лечения онкологии.

Я.А.: Мне кажется, тогда и сейчас не уделяют должного внимания кардиоваскулярной патологии, потому что у пациента, который страдает даже запущенным раком, могут быть артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, кардиоваскулярные проблемы. Существует эмоциональный фактор: волнения, связанные с операцией, могли привести к повышению артериального давления, которое в свою очередь может повысить вероятность инфаркта миокарда или сердечного приступа.

А.В.: То есть получается, что Пуччини убила не опухоль, не онкология, не та проблема, поразительным случаем которой он является?

Я.А.: Бывают случаи, когда распад опухоли, связанный с радиотерапией может повысить риск тромбозов, в том числе коронарных артерий, риск инфаркта миокарда. То время наблюдения пациента в клинике, когда он получает лечение онкологического заболевания, оно рисковое в отношении инфаркта и инсульта.

А.В.: То есть нужно очень внимательно за всем следить, в буквальном, а не переносном смысле держать руку на пульсе…

Я.А.: Чтоб предотвратить такого рода проблему, сегодня практически все пациенты средней и тяжелой степени тяжести, которые наблюдаются в клиниках, должны получать антикоагулянты, препараты разжижающие кровь. Здесь же было крайне затруднительно назначить антикоагулянты, потому что у него были эти иглы, вонзенные в опухоль. Может быть и в современном мире он не получил бы антикоагулянты из-за риска кровотечения из места введения игл. Надо сказать, что и современные способы лечения опухолей головы и шеи включают радиотерапию. Конечно, по возможности предпринимается хирургическое лечение, но если есть отдаленные метастазы и болевой синдром, то радиотерапия до сих пор является стандартом лечения такого рода опухоли.

А.В.: То есть вполне возможно, что Пуччини хотя бы на некоторых стадиях лечили почти также как в современном мире?

Я.А.: Раньше вставляли иглы, сегодня у нас есть возможность точечно создать моделируемое в определенном объеме опухоли воздействие радиации, которое разрушит эту опухоль.

А.В.: То есть предельно точно направленное и предельно точно дозированное?

Я.А.: Да. С помощью специальных ускорителей, специальных устройств, генерирующих излучение.

А.В.: Друзья, все, о чем мы сейчас говорили с доктором, очень точно прослеживается и буквально накладывается на хорошо известную нам музыку, на шедевр, как известно, не покидающий первую десятку самых популярных в мире опер и называющийся «Турандот». Вот с того момента, как опухоль была обнаружена, и даже чуть раньше, когда он еще полоскал горло яйцом и другими вполне безобидными средствами, Пуччини работал именно над финальным третьим действием оперы «Турандот». И мы знаем, что, скорее всего, драматической кульминацией этого процесса, совпавшей с известными нам событиями (их сейчас очень красноречиво описал доктор Ярослав Ашихмин), была ария, знаменитейшая в наши дни, ария Принца Калафа («Nessun Dorma», «Никто не спит»). Ария, которая заканчивается верхней нотой и знаменитым словом «Vincerò!», у которого нет точного русского перевода, потому что «не победю», «не побежу» не подходит, лучше сказать «одержу победу».

У «Турандот» нет продолжения, у этой арии нет завершения и нет авторского финала. Этим, к сожалению, уже после того инфаркта, после смерти Пуччини, вынужден был заниматься, много сил и времени на это потратил и завершил работу его ученик, поверенный в его композиторских (и не только) делах, маэстро Франко Альфано. Будь у Пуччини еще немного времени, мы, вероятно, имели бы шедевр, который превзошел все, что у нас есть сегодня. Увы, время - самый дефицитный и абсолютно невосполнимый ресурс. Давайте об этом помнить.
https://www.facebook.com/ilyinskyhospital/
берегите себя, люди

Джакомо Пуччини, курение, рак

Previous post Next post
Up