США и ЕС лоббируют открытие Православной семинарии в Халки Константинопольского Патриархата

Oct 05, 2024 07:40



Об это сообщил сайт Orthodox times. Турецкая пресса отметила международное давление со стороны США и Европейского союза, которые последовательно выступали за повторное открытие духовной школы, закрытую в 1971 году. Школа находится на острове Хейбелиада, в Турции. Министр образования Турции Юсуф Текин недавно заявил в интервью CNN Turkey, что «повторное открытие школы - это политическое решение». Текин объяснил, что техническая подготовка завершена, и вскоре ожидается заключительная встреча, на которой будут намечены следующие шаги по повторному открытию учреждения.
Почему так важна эта семинария для Константинопольского Патриархата, который бьётся над её открытием все эти 50 лет, прошедшие с закрытия. Варфоломей, считающийся Константинопольским патриархом работает над этим с начала своего патриаршества.
Семинария в Халки это единственная оставшиеся духовная семинария в Турции к тому же только закончив её семинаристы смогут стать священниками в Константинопольском Патриархате непосредственно в Турции, то есть в месте зарождения Константинопольского патриархата. И они непременно должны быть гражданами Турции. Существование семинарии - залог существования патриархата.


Из более чем 990 студентов, завершивших обучение в семинарии за всё время её существования, 16 стали патриархами, а более 260 - епископами Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской, Синайской, Элладской, Сербской и других православных церквей.

После закрытия семинарии Халки Патриархат столкнулся с непреодолимыми препятствиями в кадровом обеспечении Вселенского Патриархата для выполнения многочисленных административных и духовных обязанностей Церкви. Единственным вариантом для Патриархата было привозить священнослужителей и отдельных лиц из-за рубежа для работы во Вселенском Патриархате, часто нелегально, поскольку турецкое правительство не выдает им разрешений на работу.
Турция выдвигала требования открытие мечети в Афинах, но этому воспрепятствовало правительство Греции. Ещё Анкара выдвигала требование открыть исламский университет в восточной Фракии на территории Греции, где компактно проживает мусульманское население. Такому предложению тоже воспротивилось правительство Греции.
Другим вариантом, предложенным турецким руководством, было подчинение Халкинской школы Стамбульскому университету. В таком случае, однако, Патриарх имел бы мало реальной власти в школе. Все эти варианты оказались неприемлемы.

Да и само греческое православное население Константинополя, а теперь Стамбула насчитыает 2000 из 350 000 в 1923 году, до изгнания греков из Турции.
С 1914 по 1923 годы османские и кемалистские силы проводили политику геноцида против христианского населения. Более 1 500 000 армян и 800 000 ассирийских православных христиан были систематически истреблены вместе с более чем 150 000 греческих православных христиан из региона Понта и более чем 1 400 000 греческих православных христиан из Малой Азии. Их существование было прекращено массовыми убийствами, расстрелами, повешениями, голодом и бесчеловечным и преступным обращением. По оценкам, 1 700 000 греческих православных христиан бежали от убийственного безумия, чтобы спасти свои жизни, оставив землю и дома, которые их предки занимали более 3000 лет.
Если об исходе армян ещё общество как-то помнит, то об изгнании греков не особенно. Зато России западное сообщество радо напомнить о депутациях народов после Великой Отечественной войны, хотя они все уже вернулись на места бывшего проживания.
Сейчас положение греческой общины в Турции остается нестабильным. Были гонения в 1955 году. В 1990-х годах произошло несколько инцидентов, включая осквернение греческого кладбища в Стамбуле, поджог греческой школы и несколько взрывов, один из которых нанес значительный ущерб патриаршему комплексу. Ряд фундаментальных проблем с турецким правительством все еще не решены в том, что архиепископ Американский Димитриос в своей речи 2005 года назвал «очень тяжелыми и гнетущими политическими условиями». Озабоченность архиепископа была сосредоточена на четырех вопросах: 1) Отказ турецкого правительства от титула «Вселенский», что лишает Патриархат какой-либо роли, кроме руководства небольшой этнической греческой общиной в Турции. 2) Отказ турецкого правительства признать Вселенский Патриархат в качестве юридического лица. 3) Ограничения прав собственности Патриархата, что привело к конфискации сотен его объектов в последние годы. 4) Отказ в праве обучать и готовить новых священнослужителей, что основано на отказе правительства разрешить повторное открытие семинарии Халки.
На сегодня семинария практически отреставрирована и патриархат ведёт переговоры об её открытии ибо именно она главная в возможности продолжения Константинопольского патриархата.
Патриарх Варфоломей подчеркнул продолжающиеся переговоры с турецкими официальными лицами, включая недавний визит министра образования Турции в школу Халки. Он подчеркнул конструктивный характер обсуждений, заявив: «На следующей неделе расширенная делегация Вселенского Патриархата отправится в Анкару, чтобы продолжить диалог, особенно по конкретным деталям». Патриарх Варфоломей выразил уверенность, сказав: «Мы находимся на грани открытия нашей школы, с благодатью святого Бога».
Впрочем, открытия пока нет, а открытие школы лоббировал ещё Бил Клинтон, но так и неволббировал, ЕС предпочитает работать с Турцией и турками чем защищать христианские меньшинства.
Греческий старец старец Порфирий сказал, что Халки никогда не откроется. «Бог попустил, чтобы богословская школа Халки была закрыта, потому что в то время как студентов там учили по святым отцам - после выпуска вы отправляли их на Запад, в западные университеты, чтобы они изучили рационалистический дух Запада, и они стали богословами-атеистами. И вот Бог попустил закрытие Халки».
 И он таки был прав, потому как многие православные вынуждены учиться в папским заведениях ибо своих нет.
Впрочем Патриархат управляет некоторыми теологическими учебными заведениями в Греции, включая школу в монастыре Иоанна Богослова на острове Патмос, Патриарший институт святоотеческих исследований в Салониках и Православную академию Крита. Кроме того, в 1993 году Священный Синод Вселенского Патриархата назначил Православный институт Патриарха Афинагора при Высшем теологическом союзе в Беркли, Калифорния, официальным патриаршим институтом. Патриархат также содержит Православный центр в Шамбези, Швейцария, недалеко от Женевы. Новый Институт православного богословия открыл свои двери в Шамбези в конце 1997 года.
Вот только он ничем не управляет у себя "дома". Некоторые православные склонны считать это попущением Божьим из-за отхода патриахов от христианского духа и вмешательства в дела других церквей, которые патриархат захватывал в 20 веке, это прежде всего касается РПЦ в разных частях распавшейся Российской Империи, а затем СССР.
https://orthodoxtimes.com/turkey-reacts-to-ecumenical-patriarchs-remarks-on-theological-school-of-halki-reopening/

Константинопольски патриархат, Варфоломей

Previous post Next post
Up