БЫл такой журнал "Миграция XXI век". Многие даже не догадывались о его существовании, но он таки был. И у него были такие интересные создатели. Общественный фонд «Миграция XXI век» и Союз журналистов России. Сейчас Общественный фонд «Миграция XXI век» - иностранный агент, потому что получал деньги в фунтах стерлингах понятно откуда. И такое невинное пояснение , что такое, однако очень важное для понимания, кто на самом деле заправлял территорией и работой в России. А работа это жизнь.
Более двух лет назад, в феврале 2009-го года, Всемирный банк совместно с Департаментом международного развития Великобритании (ДФИД/DFID) инициировал уникальный проект под названием МИРПАЛ - Сеть практиков и профессионалов в области миграции и денежных переводов (Migration and Remittances Peer Assisted Learning). Проект объединяет ведущих экспертов и практиков в области миграции из 9 стран - Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
Для достижения эффекта комплексности в подходе к решению самых насущных вопросов миграционной проблематики проект был организован в форме Сети. Ее участниками стали государственные ведомства, неправительственные организации, научные работники в сфере миграции, статистики и демографии. Участники Сети регулярно проводят обучающие видеомосты, выездные семинары и конференции с целью обмена опытом и совместного поиска решений, участвуют в подготовке аналитических материалов, изучают международный опыт.
Первая Международная конференция по миграции и денежным переводам собрала в Москве более 90 участников из стран Содружества; была также организована обучающая поездка на Филиппины для знакомства с известной во всем мире образцовой моделью трудовой эмиграции. Координирует работу всей Сети Секретариат МИРПАЛ. На конкурсной основе для исполнения функции Секретариата был выбран российский Фонд поддержки социальных проектов «Миграция XXI век» (в конце марта 2010-го года Всемирный банк подписал с Фондом контракт).
В каждом государстве - участнике Сети МИРПАЛ действует национальный координатор. Как правило, это представитель государственных органов власти или одной из ведущих научных организаций.
Президент Фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин, который является руководителем Секретариата Сети МИРПАЛ, считает: «Главная задача нашей уникальной Сети состоит в том, чтобы стать своего рода аккумулятором всех лучших идей и успешных практик, возникающих на постсоветском пространстве в области миграции. Собранная информация будет компетентно анализироваться коллективными усилиями экспертов разных стран, систематизироваться, и на этой основе МИРПАЛ будет генерировать новые подходы к решению острых миграционных проблем и оперативно доносить свои выводы до лиц, принимающих решения, а также до широкой общественности».
Два основных направления деятельности Сети МИРПАЛ - трудовая миграция и денежные переводы мигрантов.
Судхаршан Канагараджа, инициатор проекта МИРПАЛ, ведущий экономист Всемирного банка, отмечает: «Трудовая миграция - мощный фактор развития и один из действенных инструментов борьбы с бедностью. Денежные переводы трудовых мигрантов, направленные из России в 2008-м году, составили около 50% ВВП Таджикистана и 30% ВВП Молдовы. Известно, что количество заработанных трудовыми мигрантами средств превышает сумму официальной помощи, которая идет в эти страны из развитых стран. ...Вклад трудовых мигрантов в экономику России (по разным подсчетам) составляет от 5 до 10 процентов ВВП страны».
Тем не менее, несмотря на масштабы миграции и ее значение для сокращения уровня бедности, снижения напряженности на рынке труда и стимулирования экономического роста, потенциальная польза от внедрения стратегии «взаимовыгодного сотрудничества» пока не стоит на повестке дня. На пространстве СНГ нет четко сформировавшегося мнения или стратегии в отношении региональной миграции, как нет и общепринятых стандартов статистического учета. Все это порождает горячие дебаты. Отчасти благодаря усилиям, предпринятым участниками Сети МИРПАЛ, российскими экспертами, наметились положительные сдвиги и в описанных выше направлениях. Так, начата работа над концепцией единого миграционного пространства, что можно считать стартом в направлении формирования согласованной стратегии «взаимовыгодного сотрудничества».
2010-й год, первый год после глобального экономического кризиса, оказавшего воздействие на миграцию и денежные переводы на пространстве СНГ, стал годом размышлений, анализа и действий, которые привели к ряду изменений в миграционной стратегии стран Содружества. В большинстве стран СНГ, откуда направлялась рабочая сила, объемы денежных переводов сократились более чем на 25%, что со всей очевидностью выявило уязвимость экономик и оказало неблагоприятное воздействие на уровень бедности, на поступления в бюджет и благосостояние домохозяйств данных стран. В странах, принимающих рабочую силу, низкий уровень толерантности в обществе, а также отсутствие адекватной стратегии адаптации и интеграции мигрантов способствовали ухудшению атмосферы вокруг мигрантов, что вывело на первый план насущные вопросы миграционной политики, проводимой «направляющими» и «принимающими» трудовых мигрантов странами.
Участники Сети МИРПАЛ живут в разных странах, но находятся между собой в постоянном творческом контакте. Ежемесячно проводятся видеоконференции по самым актуальным вопросам - от управления миграцией во время кризиса до наиболее эффективных способов оценки миграционных потоков и денежных переводов, исходя из опыта работы служб поддержки и защиты мигрантов. Важным событием в жизни МИРПАЛ стала обучающая поездка на Филиппины - в ней участвовали 12 представителей законодательных и исполнительных органов и экспертов России, Таджикистана, Армении и Кыргызской Республики. Они познакомились с передовым мировым опытом в области создания системы управления миграцией. Кроме того, состоялись три встречи в Москве и Ереване, по результатам которых был разработан «Московский протокол о региональной миграции» и подготовлены два плана действий, направленных на улучшение статистического учета денежных переводов и объемов миграции.
Рядом ведущих экспертов проведены исследования по актуальным темам:
―обзор миграционной политики России за последние 20 лет,
― перспективы межгосударственного партнерства стран Центральной Азии по вопросам трудовой миграции,
― совершенствование системы сбора и обмена данными по вопросам внешней трудовой миграции.
● По результатам этих исследований готовится сборник публикаций.
● Создан и постоянно обновляется сайт МИРПАЛ, призванный стать единой платформой для общения всех членов Сети, обмена мнениями между экспертами, привлечения новых участников.
● Налажен регулярный выпуск журнала «Миграция XXI век», на страницах которого ведется активная полемика по всем вопросам, волнующим миграционное сообщество.
● В Таджикистане и Кыргызской Республике при содействии национальных экспертов для каждой из стран были разработаны стратегии и планы действий в области миграции.
Благодаря использованию различных инновационных, заочных и очных методов обучения по вопросам миграции, проект МИРПАЛ смог за короткий срок дать положительные результаты сразу в нескольких областях.
● Проект позволил проводить регулярные встречи для официального и неофициального обмена мнениями между экспертами и практиками из государств СНГ и других стран мира, а также для обсуждения порожденных глобальным экономическим кризисом проблем в сфере миграции и денежных переводов.
● Проект содействовал активному диалогу между странами, что позволило им быстро находить жизненно важные решения, основанные на практическом международном опыте других стран, и сделало обсуждения более конструктивными и предметными.
● В Таджикистане проект помог правительству и всем заинтересованным сторонам миграционного процесса осознать необходимость разработки официальной стратегии и создания ведомства, занимающегося миграционной политикой.
● Обсуждение с различными странами мира того, что работает, а что нет в миграционной стратегии, также помогло участникам обратить внимание уже в своих государствах на существующие недостатки нормативно-правовой базы, призванной регулировать внешнюю трудовую миграцию. В результате в Республике Беларусь в конце 2010-го года была принята новая редакция закона «О внешней трудовой миграции», а в Таджикистане разработан проект закона «О миграции».
Деятельность Сети МИРПАЛ набирает темпы. Одним из главных событий текущего года станет Вторая международная конференция МИРПАЛ, посвященная созданию институциональной и инфраструктурной среды для управления миграционными потоками на основе государственночастного партнерства. Подробная информация о Сети, а также материалы проведенных семинаров и анонсы предстоящих мероприятий доступны на сайте www.mirpal.org. А также на сайте Всемирного банка: www. worldbank.org/eca/migration.
Обложка журнала, тоже многоговорящая.
Еще раз хочу обратить внимание на то, что дискуссию о миграции ведёт Всемирный банк. Ярослав Кузминов, привлечённый к разговору о миграции ректор Высшей школы экономики и муж Эльвиры Набиуллиной - главы ЦБ РФ, а ЦБ РФ опять же связанс ВБ.
Из статьи "Всемирный банк - катализатор дискуссий по вопросам трудовой миграции" с сайта ВБ
https://www.worldbank.org/en/news/feature/2011/04/04/world-bank-catalyst-for-labor-migration-discussionsмы можем узнать, что и в 2011 году в РФ было 10 млн. мигрантов.
" В период с 2004 по 2008 год российская экономика росла на 8 процентов в год. Количество трудовых мигрантов за тот же период выросло в четыре раза. Очевидно, эти две цифры связаны между собой. В целом вклад трудовых мигрантов в российскую экономику оценивается в 5-10 процентов ВВП России ". Вот только рост потом прекратился. Несмотря на наличие мигрантов. И он таки прекратился везде. А таки он был когда мигрантов было меньше. Как интересно.
Итак, Всемирный банк объединяет сеть экспертов по миграции и денежным переводам из стран, откуда приезжают рабочие, и тех, куда они едут на работу. Девять стран СНГ являются частью сети Migration and Remittance Peer Assisted Learning (MiRPAL).
Через MiRPAL эти страны мобилизуют широкий круг практиков и экспертов для систематического решения проблем миграции. Министерства, эксперты по миграции и демографии, центральные банкиры, историки, политические аналитики присоединяются к обсуждению с правительствами, работодателями, донорами, диаспорой и организациями по правам человека.
Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век», осуществляющего деятельность сети, говорит, что роль MiRPAL заключается в предоставлении обоснованного экономического анализа, сборе и обобщении данных о миграции, а также в «разработке инновационных подходов к решению миграционных проблем и донесении этих идей как до лиц, формирующих политику, так и до общественности».
А кто же это такой Вячеслав Поставин? Поставнин Вячеслав Александрович оказывается в звании генерал-майор ФСБ, видимо, в отставке.
1981-1993 гг. - сотрудник органов государственной безопасности СССР и России;
1993-2003 гг. - работал в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел России;
С 2003-2006 гг. - работал в Федеральной миграционной службе, занимал должность начальника Управления информационных ресурсов, позднее был назначен на пост начальника Управления внешней трудовой миграции ФМС России;
2006 -2008 гг. - был заместителем главы Федеральной миграционной службы России. Руководил Управлением внешней трудовой миграции. Курировал вопросы разработки и внедрения в 2007 году нового миграционного законодательства, был организатором проведения эксперимента по легализации трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность без разрешений на работу в ряде субъектов РФ. Возглавлял работу межправительственных комиссий по миграции с государствами СНГ и дальнего зарубежья, в том числе, КНР;
2009-2019 гг. - Президент фонда поддержки социальных проектов "Миграция - XXI век", с 2015 года иностранный агент.
Как видим МИРПАЛ денежки получал оттуда. 482 000 фунтов стерлингов от Департамент международного развития Великобритании. Сейчас это Министерство иностранных дел, по делам Содружества и развития (FCDO).
Это вообще очень интересный документ. Там например есть графы на рекламу миграции в странах исхода. Помощь мигрантам деньгами пока они не устроятся в принимающей стране.
Как видим, Великобритания просто платило деньги за миграцию. Зачем ей миграция в РФ из Средней Азии?
МИРПАЛ щедро финансировал и Всемирный банк. По ссылке ниже находиться документ в котором говориться: "Работа MiRPAL была выполнена сотрудниками Всемирного банка. Задача финансировалась в период 2009-2010 гг. Всемирным банком и трастовыми фондами в размере 300 000 долл. США.
Партнеры:
Работа MiRPAL стала возможной благодаря щедрому взносу Министерства международного развития Великобритании (650 000 долл. США). На данный момент сеть координируется Секретариатом, базирующимся в Москве, и координаторами по странам в каждой из стран-участниц...."
https://documents1.worldbank.org/curated/fr/134811468197989974/pdf/97774-2011Apr14-ECA-MiRPAL-Box-391482B-PUBLIC.pdf ..."Олег Артамонов, Советник Федеральной миграционной службы России, говорит: «Хотя я сам являюсь экспертом, многие мои знания по этому вопросу получены на этих семинарах [семинарах Всемирного банка]. Члены команды приезжают со всего мира. Я бы сказал, что это одно из главных преимуществ этих встреч. Очень важно общаться и находить общий язык." А народ-то и не в кусре. Кто б так о нем заботился... Впрочем, если это его работу занимают, то это просто забота со знаком минус.