Памятники Бурлакам в Нидерландах

Oct 18, 2023 11:50



Продолжая исследовать памятники бурлакам в Европе наткнулась на большое количество таковых в Нидерландах. Бурлаков там называли Scheepsjagers - корабельные охотники. В 17 веке они уже были. Их работа находила отражение в предметах искусства и быта, как плитка внизу.


Плитка примерно 1700 года с бурлаком перед небольшим кораблем

Груз возили и днем и ночью, так что вскоре появились кафе у мостов и каналов. Здесь можно было дать отдых людям и лошадям. Можно было передать лодку другому бурлаку. В ожидании работы бурлаки находились у шлюзов или мостов, чтобы забрать груз.



Рисунок конюшни для "охотников за кораблями" работы Идса Виерсмы. Из коллекции Регионального исторического центра Стадсканал

Если шкипер не мог найти бурлака, он брал на себя буксировку, все тащил сам, а у руля была его жена, бывало они менялись. Таскали суда и женщины, и дети. Очень тяжелый труд при встречном ветре или на загруженном судне с небольшим количеством воды под днищем. Часто, лошадью управлял мальчик, начиная с 8 лет. Он был легче и стоил дешевле, в этом было его преимущество. Баржу тащили с определенной скоростью, лошади часто шли рысью. Как правило, охотники сидели верхом, чтобы иметь возможность следить за баржей и дорогой. На загруженных грузовых баржах лошадь обычно шла шагом, а охотник шел рядом с лошадью. Охотничья леска имела длину около 70 метров и толщину восемь миллиметров.



Назначаемый городом руководитель - Ливреей занимался корабельной охотничьей компанией. Он следил за тем, чтобы конюшня для лошадей оставалась чистой, чтобы в конюшне не было больных лошадей, чтобы лошадям не разрешалось бегать по каналу, а тропы у каналов оставались чистыми и свободными от препятствий.
Но в 1879 году, когда уже давно были пароходы, все старые правила были отменены королевским указом, и каждый теперь каждый имел право стать бурлаком! Это была свободная конкуренция. Бурлаками обычно становились фермеры или дети фермеров, по сути крестьяне.



Два охотника за кораблями. Картина маслом Йохана(н) Фабера (1902-1979).Около 1930 года

Произошел наплыв людей абсолютно не разбирающихся в этом деле, все стали предлагать себя в качестве бурлаков, что не принесло никому никакой пользы. Разве что владельцы кафе в ответ открыли приюты, поощряющие злоупотребление алкоголем. Между бурлаками и капитанами регулярно вспыхивали драки. Шкиперы были недовольны королевским указом и начали жаловаться сразу после отмены старых правил. Предметом жалобы были цена буксировки и на «неуправляемые и жестокие манеры» корабельных охотников. Но Шкиперские ассоциации долгое время были бессильны против беспорядков, благодаря либеральному духу времени. Все же в 1902 году наконец вмешалось правительство и приняло предложение Ассоциации шкиперов «Вооруит» из Гронингена. Предложение заключалось в фиксированных ставках, залы ожидания у шлюзов и регистрацию бурлаков.


Зарегистрированный бурлак также должен был носить значок, чтобы его узнавали шкиперы. 1 июля 1903 года вступило в силу «Положение о корабельном охотничьем обществе». Первую медаль получил Уилдрик Ламейн из Eexterveenschekanaal. В обращении находились два типа жетонов. Самый старый из них был снабжен гербом провинции Гронинген спереди и номером сзади.


Медали, выпущенные начиная с 1930-х годов, чеканились в Фонгерсе, имели более простую форму и имели большое число на лицевой стороне. К медали прилагалось удостоверение.


Последняя медаль под номером 3434 была вручена Хендрику де Бере из Гасселтернейвеншемонда 3 декабря 1948 года. Время и развитие судовых двигателей сделали эту профессию ненужной. Были случаи, когда охотники намеренно бросали в канал стальную проволоку, чтобы заклинить гребные винты теплоходов и толкачей. Но, несмотря на это хулиганство, перевозки продолжались. Более того, малое внутреннее судоходство проиграло конкурентную борьбу автомобильному транспорту.
Впрочем, владельцы судов продолжали использовать суда и дальше, фотографии с бурлаками встречаются и позже. В основном это владельцы судов и их родственники.



Жена шкипера тянет корабль в канале Хогевенсе, Дренте (1953 г.) Фотограф - Крюгер, Дольф

В сети есть воспоминания наследников таких династий бурлаков. Ни одного намёка на какой-то стыд или позор в занятии такой профессии или за страну, где она была нет.

"В начале прошлого века мои дедушка и бабушка уже были капитанами и имели 45-тонную баржу. Эта баржа использовалась для перевозки грязного белья из Амстердама в прачечные Харлема. Выстиранное белье взяли с собой в обратный путь.

Тьялк был парусным кораблем, и в безветренные или сильные дни его приходилось тянуть вперед. Поскольку не было денег, чтобы нанять так называемого охотника за кораблями (человека с лошадью, который нанимался тянуть корабли), всей семье пришлось тащить «Тьялк» вверх и вниз из Амстердама в Харлем. Дедушка впереди, дети сзади, бабушка у руля. Все носили сабо, и когда мой отец изнашивал сабо, его наказывали за то, что он неправильно поднимал ноги."



Или вот ещё: " Ари Снел работал так называемым охотником за кораблями с 1889 года. Он тащил баржи, как здесь, в Хармелене. В 1895 году он официально начал перевозку и торговлю топливом, кормами для животных и другими товарами.... В 1930 году Арье наследовал его сын Герт. Он женился на Мари ван Зюлен, и у них родилось 15 детей. Первый грузовик был куплен в 1938 году, второй - в 1941 году, но оба были реквизированы немцами, так что работу пришлось взять на себя лошадям. Войну он прошел с 12 лошадьми.
После 1946 года компания начала быстро расти. Они были крупнейшим поставщиком малой отцовской семинарии. Герт умерла в возрасте 52 лет, а у матери Мари осталось 13 детей."



Тропа в Вурдене, ныне Рейнкаде, конец XIX века

История из жизни Рулофа Брюинза: "«Нуит Волмаак» имел грузоподъемность 56 тонн. Это был парусник. А если ветер стихал, вызывали «охотника на корабли» бурлака. Он нанимался  вместе со своей лошадью шкиперу и вез корабль до места назначения. У бурлака была определенная траектория. Вот таким был маршрут Барта Зоера: Рогат - Ньюве-Слуис (недалеко от Хогевена). Туда наняли еще одного «охотника за кораблями». Затем Барт надеялся на шкипера, которому нужно было отправиться в Рогат.
Если шкипер не мог нанять охотника за судном, жене шкипера приходилось идти в «liende» (на линию). Последний рейс был в 1953 году."
Сейчас так же можно поиграть в реконструкторов и походить по тропе. В Европе есть такие маршруты. Дети , да и взрослые с удовольствием проводят так время.


И сами памятники.



Бурлачка на Уитердейке в Ондердендаме, скульптора Фреда Менненса из Roodeschool. Бурлачка или охотница за кораблями находится на бывшем, но важном перекрестке водных путей. Здесь шла большая перевалка грузов на корабли.





Местная статуя бурлаков "De Scheepsjagers" работы скульптора Ханса Меса в гронингерской деревне Ауде-Пекела. Установлена ​​12 сентября 1987 года. Мужчины, женщины, а также дети тянули корабли и баржи. Разработка торфа началась здесь около 1600 г. вдоль реки Пекель, после чего выкопанные торфяные почвы стали пригодными для сельского хозяйства. Реку проложили по каналам, а кварталы перекопали.



«Охотник за кораблями» - это статуя из голубого камня работы Вилфрида Гейзена, памятник открыт в 2008 году.



Одним из самых известных произведений искусства Стадсканала является скульптура «Кринкиеспиер» Тооса Хагенаарса. Бронзовый человек плюет в канал с 1992 года; сначала по одну сторону моста Европы, а теперь по другую сторону.
О Кринкиеспиере - когда у бурлаков не было работы или когда каналы замерзали, охотники за кораблями тусовались у шлюзов и мостов. Там происходила общественная жизнь. Это все еще можно увидеть по концентрации торговых объектов. Жевание табака было в то время одной из самых легких форм зависимости. Это было не дорого и поэтому популярно. Но при жевании выделяется много слюны, и вскоре корабельные охотники начали сплевывать в воду, чтоб увидеть круги. Так придумали фонтанирующего бурлака.


Народ наряжает скульптуры по случаю и бывает очень остроумно.



De Scheepsjager - Бурлак Робберта де Баккера, Оммеландервейк, Вендам. Статуя бурлака стоит на месте, где находился шлюз до его закрытия в 1968 году. Статуя была установлена в 1974 году.



Деталь "Boeg" (1970) в Хоогезанде (Нидерланды), автор Нико Булдер, автор Геррит Пик.



Скульптура «De Scheepsjager » - Бурлака (1984) работы Марии Г. Клинкенберг в Баревелде. Нидерланды



Скульптура «De Scheepsjager » - Бурлак , Геррит Пик, в Саппемере. Нидерланды

В России есть памятник картине Репина Бурлаки и памятник Бурлаку в Рыбинске.


Памятник стоит в Рыбинске, на сайте города написано о нём: - "...столетие назад Рыбинск был всероссийской столицей бурлаков! Именно их трудом хлеб, выращенный в южных регионах Российской империи, направлялся через Рыбинск в Петербург и дальше на заграничный экспорт. Единственный в России памятник, установленный 1977 году по проекту скульптора Л. Писаревского, изображает сильного человека, мужественного героя тяжелой профессии. Усталый бурлак, по-волжски «зимогор», сидит на большом камне и задумчиво смотрит на волжские просторы. Для него река Волга - и кормилица, и нескончаемый труд. Трудно сейчас представить, но когда-то эти обычные мужики, в большинстве своем крестьяне или бродяги-босяки, буквально на своих плечах тянули огромные груженые баржи!"
И честно говоря, как-то обидно. На всю огромную Россию только два памятника и то один картине.
А сколько разговоров, с каким-то пришиванием чувства вины, что в России были бурлаки. Только они везде были, да ещё после войны водились. Как-то это отношение надо менять на гордость за своих трудолюбивых и сильных предков.

бурлак, Нидерланды, памятник, Бурлаки, Европа

Previous post Next post
Up