Книга «Всеми доступными средствами» Майкла Виккерса об участии США в борьбе против СССР в Афганис

Aug 20, 2023 03:30

В книге «Всеми доступными средствами» опытного стратега Майкла Г. Виккерса - старшего сотрудника разведки подсчитывает достижения и просчеты в период холодной войны и войны с террором. Она не только об Афганистане и холодной войне , но и дальнейших действиях США в том числе и в Афганистане.


Процитирую статью из The New York Times:

В 1983 году, через несколько лет после начала российского вторжения, 30-летний Виккерс оставил свою раннюю карьеру в качестве зеленого берета и присоединился к ЦРУ. Холодная война 1980-х была в основном довольно холодной; тайные операции обещали действие. В агентстве Викерс быстро поднялся. К концу десятилетия молодой оперативник стал архитектором поражения русских в Афганистане. Это была, пишет он, «решающая битва» в борьбе, приведшей к «концу советской империи».

После продолжительного обучения в аспирантуре и работы в вашингтонском аналитическом центре Викерс получил новую работу, на этот раз в Пентагоне. В течение восьми лет он руководил операциями на различных отдаленных театрах глобальной войны с терроризмом. Однако именно Афганистан, оккупированный американскими войсками с 2001 года, снова оказался в центре его внимания.

В очень длительной конфронтации Америки с взбудораженными исламистами Викерс стал выдающимся молчаливым воином страны. Он привнес в науку о войне те же качества, которые Тед Уильямс привнес в науку об игре в бейсбол: сверхъестественные способности в сочетании с неустанной решимостью совершенствовать свое ремесло.

Комбинация может вызвать близорукость. В случае Виккерса это проявилось в недооценке политических аспектов войны. Его военная стратегия сводится к единственному императиву: стремлению к «эскалации господства». Отправляясь на войну, «вступайте в наступление и используйте все, что нужно для победы». Не ...свисти. Не беспокойтесь о расходах. У такой богатой нации, как Соединенные Штаты, всегда есть еще одно полено, которое можно подбросить в огонь.
Викерс пишет, что Афганистан в 80-х был «моей великой освободительной войной». Другие члены антисоветской коалиции во главе с США - Пакистан, Китай, Саудовская Аравия, Египет и Великобритания - придерживались собственных разрозненных представлений о цели войны. Лишь немногие из них стремились продвигать дело человеческой свободы. Викерс предполагает, что он также прислушивался к более основному импульсу: «Я хотел следовать за звуком оружия».



Его ключами к победе были обильные запасы передового оружия - особенно зенитных ракет «Стингер» американского производства - плюс «неукротимый боевой дух, стойкость и стойкость афганского народа» наряду с «крайне нереалистичными» советскими ожиданиями создания в Кабуле « «государство с преобладанием иностранцев, управляемое из центра, светское, сплоченное» государство. ( ТО ли дело управление США)
Помимо поставки боеприпасов, он организовал комплексную материально-техническую поддержку бойцов афганского сопротивления, известных как моджахеды. Повстанцы получили современные тактические радиостанции со скачкообразной перестройкой частоты, а в новых тренировочных лагерях предлагались курсы командования. К концу 1987 года, пишет Викерс, моджахеды «были оснащены более технологически совершенным оружием, чем любая повстанческая сила в истории». (Они также получили 20 000 мулов, доставленных из Китая для перевозки на поле боя.)

Боль, причиненная русским войскам, оказалась больше, чем был готов терпеть склеротический советский режим. Зимой 1989 года русские войска ушли. Три года спустя установленное Кремлем правительство в Кабуле рухнуло ( за сколькорухнул американский режим?). Вашингтон потерял интерес к Афганистану, и Викерс отступил к изучению Фукидида и Сунь-Цзы. Тем временем афганцы воспользовались плодами своей победы: анархией и гражданской войной, приведшей к драконовскому правлению талибов.
События 11 сентября побудили высокопоставленных членов администрации Джорджа Буша-младшего заново открыть для себя Афганистан и приступить к осуществлению там своего собственного совершенно нереалистичного проекта государственного строительства. В 2007 году Пентагон призвал Виккерса стать ответственным лицом в этом злополучном предприятии. На этот раз он тренировал свою стратегию «эскалации доминирования» против местного сопротивления, которое теперь поддерживается элементами «Аль-Каиды».

...Когда американские войска наконец ушли в 2021 году, афганское государство, созданное за 20 лет стоимостью 2,3 триллиона долларов, развалилось за считанные дни, вынеся окончательный приговор всему предприятию.

Викерс возлагает на Дональда Трампа и Джо Байдена совместную ответственность. Инициировав, а затем приняв решение о выводе войск США, два президента превратили полезную «тупиковую ситуацию» в «самостоятельное поражение». Эта «крупная и совершенно ненужная стратегическая ошибка», по словам Виккерса, «значительно придала смелости глобальному джихадистскому движению».

Фактически, к тому времени, когда Викерс покинул правительство в 2015 году, усилия США по эскалации господства в Афганистане превратились в бессрочную кампанию истощения. «Несмотря на то, что талибы были подавлены волной, - признает он, - они «никогда не уходили». Настойчивость противника вынудила Вашингтон «смириться с тем, что война в Афганистане будет гораздо более продолжительной». Сколько еще он не говорит. Войны Америки в Афганистане поглотили Виккерса большую часть его взрослой жизни. В своих мемуарах он кажется почти грустным, видя, как они уходят.
Последние минуты «Войны Чарли Уилсона» предполагают, что терроризм пустил корни в Афганистане и расцвел 11 сентября, потому что Соединенные Штаты не вкладывали средства в национальное строительство после ухода Советов. В своих мемуарах Викерс вместо этого сосредотачивает свое сожаление на военной стратегии: если бы только они раньше получили моджахедам более крупные орудия; если бы они только внимательно следили за иностранными повстанцами, такими как Усама бен Ладен, которых подстрекали боевые действия.

Однако он намекает на нечто большее, чем вечная война. «Оперативная ликвидация» террористических сетей «необходима, но недостаточна», - пишет он. «Вы также должны победить их идеологию и предотвратить их воссоздание».

Победить их идеологию? В этом вопросе никто в аппарате национальной безопасности США понятия не имеет, с чего начать.
Этот Виккерс сейчас советует предоставить Украине как можно больше оружия. https://www.nytimes.com/2023/06/18/books/review/by-all-means-available-michael-vickers.html

Пара страниц из книги All Means Available
...
ПОДЪЕМ ЗАТУХАНИЯ: ПАТРУБКА И ЖАЛО
Мой приоритет номер один в изменении состава вооружения программы в осень-зиму 1984-1985 гг. должна была значительно улучшить противовоздушную возможности афганского сопротивления, особенно против хинд вертолета. Я пришел к выводу, что хочу перенести закупку SA-7 на Китая и закупить гораздо больше ракет - сначала шестьсот, следовать дальше, если они работали хорошо. Но я еще не знал, будут ли китайцы согласны на то, что для них будет серьезной эскалацией войны. Мне был нужен другой вариант.

Мои коллеги по военизированным операциям и я быстро обнаружили, что British Blowpipe был нашим единственным другим вариантом. Blowpipe - переносной зенитно-ракетный комплекс, разработанный компанией Short Brothers в ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Система поступила на вооружение британских войск в 1975 г. участвовал в боях во время Фолклендской войны 1982 года. В отличие от других переносных ЗРК которые полагаются на инфракрасные датчики с тепловым наведением для наведения на цель, такие каксоветско-китайский SA-7 и американский Редай и Стингер, духовая трубка радиоуправляемая.
Ключевое отличие заключается в том, что тепловые ГСН - это ракеты типа «выстрелил и забыл».
После того, как стрелок выпустил ракету, он закончил; ракета наводится на цель - при условии, что она не зафиксируется на солнце или на ракетах, выброшенных из самолетов, что может случиться с ракетами, оснащенными менее совершенными датчики. Blowpipe, напротив, необходимо направлять до цели, наводчик, использующий джойстик, управляемый большим пальцем, для управления полетом ракеты.
Система состоит из оптического прицела/блока управления, ракеты и пусковой установки.
трубка, которая выбрасывается после выстрела ракеты. Его ракета имеет дальность 3,5 километра. Blowpipe имеет три преимущества перед SA-7:
воздушная цель в лоб и с любого угла атаки, в то время как «преследующий хвост» SA-7 может поразить цель только сзади (где от выхлопа авиационного двигателя максимальна); радио Blowpipe наведение не восприимчиво к инфракрасным средствам противодействия, таким как осветительные ракеты; и его боеголовка имеет в четыре раза больше взрывчатого вещества, чем SA-7, и содержит стальные осколки, так что близкие промахи все еще могут сбить самолет. там было также кумулятивная боевая часть, способная пробивать тонкую броню.
Система была наиболее эффективна против медленно летящих самолетов, и ее характеристики казались хорошим матчем для Hind.
Однако у Blowpipe было два больших недостатка. В то время как способность поразить цель в лоб обеспечило большую тактическую гибкость, необходимость вести ракета на всем пути к своей цели означает гораздо большее воздействие на стрелок. Управление системой с помощью джойстика, управляемого большим пальцем, также является очень сложный навык для освоения, требующий недель обучения и практики.
система достигла только 10-процентного уровня убийств во время Фолклендских островов 1982 года. Война (девять аргентинских самолетов сбито из девяноста пяти пусков).
Несмотря на его недостатки, мы надеялись, что при надлежащей тренировке Blowpipe
значительно усилит противовоздушные возможности повстанцев.
ЦРУ может поставлять повстанцам оружие из советского блока, Запада, или, в редких случаях, США, в зависимости от степени отрицания требуется программа действий покрытия. (Оружие советского блока было широко доступно из ряда источников, включая Китай и Египет, программа основных поставщиков боеприпасов.) С момента своего создания Программа действий находилась на самом крайнем конце этого спектра, полагаясь на почти исключительно на оружии советского блока, за единственным исключением Винтажная винтовка Ли-Энфилд 1900 года с продольно-скользящим затвором, широко распространяется по миру десятилетиями. Внедрение швейцарского производства Oerlikon начало ослаблять это ограничение, но лишь немного. Мы знали, что внедрение технологически сложной западной системы вооружения такие как Blowpipe, вероятно, будут рассматриваться Советами в качестве основного эскалация войны. Для этого нам необходимо получить одобрение правительства Великобритании, США и Пакистана. Правительство США быстро подписан; это не требовало одобрения на высоком уровне, просто уведомление Белый дом и Конгресс. Я обсудил эту идею с пакистанцами, которые не были против, но вряд ли были в восторге. Теперь мне пришлось искать британцев для одобрения.
Соответственно, в январе 1985 года я вылетел в Лондон для переговоров с нашими Коллеги из британской секретной разведывательной службы. Моей целью было тайно закупить сотни ракет Blowpipe и огневых единиц. Наш запрос был комплектуется правительством Ее Величества. В начале марта мы получили ответ от сэра Роберта Армстронга, старшего государственного служащего в Великобритании правительство и секретарь кабинета премьер-министра Тэтчер, что
Британцы не были готовы поставлять паяльную трубку афганским повстанцам наша СИУ.
Однако коллеги призвали нас не терять надежды. Премьер-министр Тэтчер была стойким сторонником моджахедов и проявляла большой интерес к в операциях SIS в Афганистане.
( Special Intelligence Service - тайное контрразведывательное подразделение Федерального бюро расследований США (ФБР))
Более того, высшее руководство SIS был очень благодарен ЦРУ за финансовую поддержку, оказанную им для их операции в Афганистане, и хотел оказать еще большее влияние.
После того, как NSDD 166 был подписан президентом Рейганом, мы совершили еще одну попытку
при премьер-министре Тэтчер. В июне она согласилась поставить Blowpipe. Это было невероятно смелым решением. Соединенные Штаты до сих пор отказывались представить США оружия в конфликт. Премьер-министр Тэтчер была готова возглавить эскалацию конфликта и приподнять завесу программы отрицания, сохраняя при этом свой существенный секретный статус. (Напряжение часто существует между степенью скрытности и стратегическими и оперативными эффективность программ прикрытия. Так было в Афганистане в 1980-х, а также в наших контртеррористических операциях против Аль-Каида после 11 сентября. Задача состоит в том, чтобы найти правильный баланс для каждого ситуация.)
Я совершил несколько поездок в Великобританию в течение июля и августа. Адвокаты ЦРУ сопровождали меня для консультации по контракту и условиям поставки. Когда я сказал Short Brothers, что я хотел первоначально выделить 25 миллионов долларов, затем глава отдела операций SIS’s  в Южной Азии чуть не потерял сознание. Мы разместили первоначальный заказ на 120 блоков управления и 720 ракет[12].
У нас было много проблем с системой Blowpipe в течение следующих двенадцати месяцы. У многих ракет были неисправные системы наведения, из-за чего они потерпеть неудачу во время тестирования. Нам пришлось отправить сотни систем обратно в производитель из Пакистана для ремонта. Достижение мастерства в системе также оказалось очень трудным для офицеров ЦРУ и ISI, поскольку большинство первоначальных выстрелы не поразили цель.
Пакистанцы изначально отказались от развертывания системы не потому, что боялись риска эскалации, который она представляла, а потому, что они хотели подождать, пока появилось что-то получше. Я не мог понять, почему ничего не было чем-то предпочтительнее, особенно если благодаря лучшей тренировке мы могли бы улучшить производительность системы. Советские боевые вертолеты уничтожали афганское сопротивление, так что я продолжал. Наконец, в августе 1986 г., после нескольких успешных испытаний в Пакистане, президент Зия и генерал Ахтар (отменив Юсуфа) одобрил развертывание Blowpipe в Афганистан.
Следующей и гораздо большей эскалацией стало добавление Stinger американского производства.
зенитно-ракетный комплекс в конфликт. Stinger был гораздо больше продвинутая система, чем Blowpipe или SA-7. Как и SA-7, это оружие типа «выстрелил-забыл», но его инфракрасный датчик намного лучше, что значительно увеличивает вероятность попадания в цель. Датчик Стингера такой хорошо, что наводчик мог поразить цель с любого угла атаки, в лоб, через его фронт, или с тыла. Кроме того, его гораздо легче освоить, чем Blowpipe. Таким образом, Stinger объединил в себе лучшие черты SA-7 и Blowpipe. Единственным его недостатком было то, что он был американским оружие, которое сделало его не подходящим для программ тайных действий, где секретность и отрицание главное.... Стр175

Отсюда https://oceanofpdf.com/authors/michael-g-vickers/pdf-epub-by-all-means-available-memoirs-of-a-life-in-intelligence-special-operations-and-strategy-download/



Виккрес: Мы поощряли Китай резко увеличат свою поддержку афганскому сопротивлению. Думаю , сейчас китайцы  с сожалением об этом вспоминают.

Афганистан, война, СССР, тайная операция, ША, ЦРУ

Previous post Next post
Up