Ради пополнения бюджета власти начали распродавать госимущество. Но приватизация самых крупных предприятий пока только готовится. Олигархические структуры активно лоббируют эту тему. А околоправительственные экономисты думают, под каким соусом преподнести общественности не очень популярную идею приватизации.
С одной стороны, приватизация выглядит вполне оправданной. Многие экономисты сходятся во мнении, что государственный сектор экономики в России слишком уж разросся. Он явно больше, чем в странах Северной Европы, в которых фактически построили социализм. Да и коммунистический Китай мы в этом отношении перегнали, не говоря уже о развитых капиталистических странах. С другой стороны, любые разговоры о приватизации сразу же вызывают в народе негативную реакцию. Сейчас в регионах идёт скупка компаний-поставщиков воды, электричества и др. Преимуществ от смены собственников люди не ждут. Новые владельцы активов начинают требовать денег - и в конце концов построенное некогда за госсчет начинает приносить доход частникам.
Главными бенефициарами новой волны приватизации наверняка постараются стать олигархические структуры. Они потеряли возможность легко выводить деньги за границу, а потому ищут способы вложить их в России. О том, чтобы снова раздать людям ваучеры, никто даже не заикается. Да, при нынешнем уровне развития цифровых технологий украсть у граждан приватизационные чеки, как это сделали в своё время многие инвестиционные фонды, было бы гораздо труднее. Но задача нынче стоит совсем другая - не просто поделить государственную собственность, а пополнить при этом бюджет. Так что раздавать доли в госкомпаниях никто бесплатно пока не собирается.
О возможных подходах к новой волне приватизации проговорился на днях на Финансовом конгрессе Банка России экономист Владимир Назаров. Вряд ли многие сейчас помнят его фамилию, но в 2018 году он стал по-настоящему медийной фигурой. Именно он наряду с министром финансов Антоном Силуановым активно убеждал россиян в необходимости повышения пенсионного возраста. И делал это с таким энтузиазмом, что даже получил неформальное звание автора пенсионной реформы. Назаров возглавлял и возглавляет Научно-исследовательский финансовый институт при Минфине (НИФИ). И по всему видно, что он входит в число тех людей, которые напрямую участвуют в выработке важнейших экономических решений. Потому сказанное Назаровым сегодня в рамках дискуссии завтра вполне может вылиться в законопроект.
Что же рассказал Владимир Назаров коллегам о грядущей приватизации? Для начала он упомянул идею финских политиков, которые предлагают каждому новорождённому гражданину открывать брокерский счёт с акциями на 300 евро. «Не очевидно, что так нужно делать и нам», - обозначил он, впрочем, свою позицию. И нарисовал два варианта приватизации, которая носила бы, как он выразился, «социально приемлемый характер». Ради повышения уровня легитимности приватизации предлагается объявить, что она проводится «в интересах пенсионеров». Как вариант предлагается раздать часть полученных от распродажи госактивов средств в виде единоразовых выплат к пенсиям.
Здесь, впрочем, стоит добавить один тезис: если замедлить индексации пенсий, то народ, конечно, сильнее обрадуется даже небольшим единоразовым выплатам. А согласно опубликованному плану индексации замедление как раз намечается на ближайшие годы. Если в 2022 году прибавка составила от 8,6 до 10%, то в 2026-м она планируется на уровне 2,8-4%.
Вторая модель приватизации «в интересах будущих пенсионеров», по Владимиру Назарову, - сформировать пакет бумаг «под приватизацию» и передать их в собственность россиянам через пенсионные фонды и управляющие компании. Чем-то напоминает «финскую модель», но непонятно, как на этом заработает бюджет. Если только не предположить, что лишь часть подвергшихся приватизации активов будет распределена таким способом. Но даже в это верится с трудом, и вот почему.
Мораторий в действии
Дело в том, что пенсионная реформа 2002 года предусматривала формирование у россиян накопительной части пенсии. 6% от начисленной зарплаты отправлялось в пенсионные фонды или управляющие компании, которые должны были инвестировать эти средства в ценные бумаги. В том числе они теоретически могли покупать и акции госкомпаний. По сути, этот механизм позволял проводить приватизацию по принципу «и волки целы, и овцы сыты». То есть бюджет мог получать реальные деньги за госактивы, а граждане - хотя и через посредников в виде УК - становиться их совладельцами. Только вот что-то нам не удалось найти ни одного примера приватизации сколько-нибудь заметного предприятия через эту систему. Была одна крупная сделка в 2018 году. Тогда «Газпром» продал облигации на 40 млрд рублей из пенсионных фондов. Но обратите внимание, что речь шла об облигациях - долговых бумагах. Долей в своём бизнесе национальное достояние «Газпром» с пенсионными фондами не поделился.
И вряд ли пенсионные фонды начнут массово скупать госактивы даже в ходе грядущей волны приватизации. Дело в том, что в 2014 году процесс формирования накопительной части пенсии был приостановлен - деньги пошли на развитие Крыма. Президент тогда ввёл специальный мораторий, который несколько раз пролонгировался. Сейчас все взносы работающих граждан идут на выплаты нынешним пенсионерам. На инвестиции денег не остаётся.
И если уж государство захочет, чтобы пенсионные фонды поучаствовали в грядущей приватизации, то нужно заблаговременно снять мораторий на формирование накопительной пенсии, чтобы фонды успели поднакопить деньжат. Но этого, как видно, не делается. Значит, остаётся один вариант: имущество распродадут, а часть полученных средств выплатят пенсионерам в виде единоразового пособия. Особенно интересно получится, если ради участия в приватизации олигархи будут получать льготные кредиты в госбанках на десятки миллиардов рублей.
Конкретно
В 2023 году власти уже перевыполнили план приватизации в 7 раз. За 12 месяцев предполагалось продать госимущества на 1,8 млрд рублей, но за полгода продали на 12,1 миллиарда. Почти весь излишек - результат одной крупной сделки, которая произошла во втором квартале 2023 года. Что это за сделка, «Росимущество» не раскрывает. Однако в ведомстве сообщили, что по сравнению с первым кварталом 2022-го в этом году число проданных объектов увеличилось на 200% за счёт упрощения процедур приватизации.
До этого список крупных приватизированных компаний замыкали «Совкомфлот» и АЛРОСА. В 2020 году государственный «Совкомфлот» продал около 17% своих акций на бирже за 550 млн долларов. Покупателям его акций подфартило: для начала они смогли их купить по дешёвке, поскольку в первые же часы торгов котировки рухнули почти на 13%. Как такое могло произойти, остаётся только гадать. Одно из объяснений - хитрая игра на бирже крупных покупателей. При этом передел собственности в «Совкомфлоте», как можно предположить, продолжается. Трейдеры считают, что какой-то крупный инвестор пытается скупить распылённые среди миноритариев 15%. Будто бы из-за этого котировки компании резко пошли вверх. Одно из возможных объяснений - желание усилить своё присутствие в капитале компании накануне новой волны приватизации (сейчас в руках государства находится 92% акций).
Около 16% акций АЛРОСА государство продало в 2016 году. Бумаги ушли на 4% дешевле рыночной стоимости, на чём бюджет потерял около 2 млрд рублей. Среди покупателей засветились фонд американского миллиардера Джорджа Сороса, американский инвестиционный фонд Lazard, британский фонд Genesis, инвестфонд Oppenheimer, консорциум инвесторов во главе с Российским фондом прямых инвестиций и «ВТБ Капитал». «В целом более 80% акций АЛРОСА из размещённого на Московской бирже пакета приобрели иностранцы, 14% - российские инвесторы», - сообщал ТАСС.
Источник:
https://versia.ru/novuyu-privatizaciyu-xotyat-provesti-v-interesax-pensionerov