Алекса́ндр Льво́вич Па́рвус (настоящее имя Изра́иль Ла́заревич Ге́льфанд; 27 августа 1867, Березино, Минская губерния - 12 декабря 1924, Берлин) - деятель российского и германского социал-демократического движения, теоретик марксизма, публицист, доктор философии. В детстве в Одессе пережил погром. Разбогател на ниве революции и демократии в России, умер от инсульта или исчез.
Квартира Парвуса в Мюнхене уже в конце 1890-х годов стала центром притяжения как немецких, так и российских марксистов; Ленин часто бывал у Парвуса, Роза Люксембург и др.Приступив к изданию за рубежом органа РСДРП - газеты «Искра», Ленин, Мартов и Потресов не замедлили привлечь его к сотрудничеству. «Его статьи, - пишет И. Дойчер, - обычно выходили на первой странице „Искры“ - редакторы с радостью отодвигали свои передовицы на задний план, оставляя место для него»
Познакомившийся с ним в редакции «Искры» Л. Д. Троцкий, считавший Парвуса «несомненно выдающейся марксистской фигурой конца прошлого и начала нынешнего столетия», позже вспоминал, что уже в те годы Парвус «был одержим совершенно неожиданной, казалось бы, мечтой разбогатеть»:
«Эту мечту он в те годы тоже связывал со своей социально-революционной концепцией. „Партийный аппарат окостенел, - жаловался он, - даже к Бебелю в голову трудно пробраться. Революционная критика отскакивает от них от всех, как горох от стены. Они довольны тем, что есть, ничего не хотят менять. Революция пугает их потому, что пострадают кассы. Вести революционной газеты нельзя, потому что могут пострадать типографии. Нам, революционным марксистам, нужно издательство, независимое от партийных бонз. Нужна большая ежедневная газета, выходящая одновременно на трёх европейских языках. К ней нужны приложения: еженедельные, ежемесячные, отдельные исследования, памфлеты и пр. Такое издательство станет могущественным орудием социально-революционной подготовки. Но для этого нужны деньги, много денег… Надо, во что бы то ни стало, разбогатеть!“
Вооружённый своей теорией о «перманентной революции», он решил проверить её верность на практике в 1905 году. Вместе с Троцким Парвус арендовал «газету-копейку»(«Русскую газету»), возможно на 2 миллиона японских денег, которая с новыми редакторами быстро приобрела популярность: тираж её в считанные дни поднялся с 30 до 100 тысяч, а через месяц достиг 500 тысяч экземпляров. Именно Парвус был автором знаменитого «Финансового манифеста», исчерпавшего терпение правительства. Совет заявлял, что русский народ не будет оплачивать долги «по всем тем займам, которые царское правительство заключило, когда явно и открыто вело войну со всем народом». После Октябрьской революции 1917 года советское правительство напомнит об этом давнем предупреждении зарубежным кредиторам Николая II. А в документе, принятом Петербургским советом 2 декабря, речь шла о коррупции в правительстве России, о его финансовой несостоятельности и подложных балансах.
Всё о той же коррупции. Что ж тогда делали революции снизу, а теперь сверху. Только идея осталась таже - разбогатеть.
Возможно парвусовские боевики с деревьев Александровского парка начали стрелять по солдатам из оцепления Зимнего дворца и привели к знаменитому Кровавому воскресенью 9 января 1905 г..
В это же время возникает ряд скандалов: он бросает без средств к существованию двух жен с сыновьями, растрачивает на любовницу доходы от авторских прав Максима Горького за границей, которые были ему доверены. Большевики и Горький требуют возврата денег, Германия начинает выдавать России сбежавших революционеров, и Парвус на несколько лет исчезает. 1910 году он выныривает в Константинополе как преуспевающий коммерсант, становится крупнейшим поставщиком продовольствия для турецкой армии, представителем крупнейшего торговца оружием Базиля Захарова и концерна Круппа. К тому же он был экономическим и финансовым советником правительства младотурок и нажил на этом не одни миллион.
Парвус начисто был лишен чувства Родины. "Я ищу государство, где человек может дешево получить отечество".
Собственно это он убеждал решительного, но недалекого Энвера-Пашу и его "младотурков", повоевать на стороне Германии против России. Каким-то образом ему даже удаётся втянуть и Болгарию в эту войну на стороне Германии и Турции, вот и вам и братья славяне.
Как и Березовский, Парвус хотел поиграть судьбой России и он составил для немецкого правительства «Меморандум д-ра Гельфанда» на 20 страницах. И ему выдали на устройство революции вместо запрашиваемых 5 миллонов - 1 миллион. Немецкая сторона вовсе не горела желанием поиграть с огнём и поддержка русских революционеров изначально рассматривалась как способ давления на Николая II с целью заключения сепаратного мира, не более того, но что вышло, то вышло. Россия вызывала у Парвуса дикую злобу и ненависть. Собственно - вот его план. "Российская демократия может достигнуть своей цели только через окончательное свержение царизма и расчленение России на мелкие государства. С другой стороны, Германия не будет иметь полного успеха, если ей не удастся вызвать в России большую революцию. Но русская опасность для Германии не исчезнет и после войны до тех пор, пока Российское государство не будет расчленено на отдельные части. Интересы германского правительства и интересы русских революционеров таким образом идентичны". (Шуб Л. Ленин и Вильгельм II... С. 237.) Парвус, как видим, предлагал уничтожить историческую Россию, создав вместо нее конгломерат мелких государств.
Может и Англия рассматривала устранение Путина не как революцию, а как игра в революции для смены руководителя на более послушного. В конце концов, ни Навльный, ни Немцов, ни Удальцов не ставили в свои требования посадку главных коррупционеров - Горбачёва и Чубайса и отмену приватизиции.
После победы Февральской революции в России Парвусу удается получить новые пять миллионов марок для проезда Ленина (как вождя единственной антивоенной партии) в охваченную революцией Россию через территорию воюющей с ней Германии.
Парвус пытался вернуться в политику и наладить связь с Троцким и Лениным, но получил от них обоих ответ, что он предатель и что с ним не может иметь никаких политических дел революционер.
Немцы ждали, когда Парвус устроит революцию, он этого сделать не мог, издавал журнал и занимался импортом-экспортом. После Октябрьской революции Парвус ждал, что Ленин всё-таки пригласит его руководить российскими финансами, но этого не произошло.
Троцкий вспоминал: - .."как весело мы смеялись по поводу неуклюжей попытки «бывшего» человека взять русскую революцию под свою высокую руку. «Надо поручить „Правде“ его отхлестать…» - такими примерно словами откликнулся Ленин на парвусовскую попытку."
Однако эта неудача не остановила Правуса и он выдал очередной план Германии по создании газетной империи в России для обработки ее населения в прогерманском духе и сумел получить 40 миллионов марок!
Может и Березовский делал так же, а не сумев организовать нужные революционные движения сыграл в ванну или дал ходу с денжищами от заказчиков? Кто знает...
Мечты молодого Парвуса в известном смысле осуществились: революции в России и в Германии состоялись, при этом в русской революции некоторые исследователи отводят Парвусу такую роль, о какой он в молодости мог только мечтать. И разбогатеть ему удалось. Но, приобретя многомиллионное состояние, Парвус в 1918 году отошёл от политики. «Он расходовал, - пишет Радек, - значительные деньги на ряд социал-демократических издательств, но сам в них участия не принимал: политически он совершенно опустился. Он сказал несколько лет тому назад: „Я Мидас наоборот: золото, к которому я прикасаюсь, делается навозом“.
Парвус умер в декабре 1924 года от инсульта. После его смерти не осталось никаких его бумаг, исчезло всё его состояние.
Сыновья от первых двух жён стали советскими дипломатами при этом второй сын в Италии исчез.
Были слухи, что Парвус не умер, а всего лишь сбежал, чтоб жить свободно от своей прошлой жизни и обязательств, может так поступил и его "духовный" продолжатель, разрушитель и "Мидас наоборот" - Березовский.