Выставка "Советский рай" в Праге (1942)

Feb 04, 2020 00:38

Более 70 лет назад в Праге прошла чрезвычайно посещаемая антибольшевистская выставка.



Посещения шли на выставку как организованно - школами, так и добровольно.
Длинные очереди стояли на вход в «Советский рай». Количество людей было не меньше чем в Вене.

По инициативе обергруппенфюрер СС и генерал полиции, и.о. имперского протектора Богемии и Моравии Гейдриха пользовавшаяся успехом пропагандистская выставка "Советский рай" ( Das Sowjet-Paradies) была перенесена из Вены в Прагу в конце февраля 1942 г.), которая впоследствии был доступен для публики с 28 февраля 1942 года в течение четырех недель. Большая выставка, которая была проектом пропагандистского руководства рейха НСДАП (в Берлине, куда экспонаты были перенесены после презентации в Протекторате, на выставочную площадь в девять тысяч квадратных метров) представляла захваченные предметы и оружие с Восточного фронта, а также многочисленные графики и картины.


Особенно привлекательной для посетителей была та часть экспозиции, которая должна была воспроизвести часть городской застройки завоеванного города Минска и одного советского села, жители которого жили в Землянках. Экспозиция располагалась в здании Современной галереи и в подходящих хозяйственных постройках на ярмарочной площади в Королевском заповеднике в Праге-Голешовицах. Журналистам разрешили увидеть окончательные инсталляционные работы за день до официального открытия экспозиции, то есть 27 февраля 1942 года.

Задача выставки состояла в том, чтобы «рассказать населению о положении дел в Советском Союзе, признанном боевым немецким солдатом в его походе через Дальний Восток», как тогда писал о выставке Lidové noviny. Фундаментальным сообщением выставки был контраст между огромным напряжением по вооружению Советского государства. Тяжелая промышленность сочетался с низким уровнем жизни.



В витринах пражских магазинов люди могли познакомиться не только с захваченным стрелковым оружием, но и с рядом фотографий и рекламных материалов. Например, в витрине магазина можно увидеть известный антибольшевистский плакат с надписью «Ваши братья?», На котором изображены лица представителей нескольких «неевропейских» народов, живущих в Советском Союзе, и указано их расовое происхождение, столь отдаленное от чехов.

Многочисленные витрины пражских магазинов привлекали посетителей на выставку, которую люди могли посещать ежедневно с 9 утра до 9 вечера до 29 марта 1942 года. Люди могли видеть захваченные большевистские орудия, снаряжение советских солдат, документальные фотографии из повседневной жизни русских крестьян и рабочих, а также названия антибольшевистской литературы, и правда, что витрины магазинов были сосредоточены на пешеходах на самых оживленных артериях Праги.



Хотя на пропагандистской выставке было обязательное посещение школы, люди в основном посещали ее добровольно и с большим интересом осматривали экспонаты. Рядом с ней шли чехи и немцы, ее посетили несколько официальных лиц, но среди них были такие, как убийцы Габчик и Кубиш. Перед входом на выставку " Советский рай "на старой пражской выставочной площадке было так много, что посетители долго ждали, чтобы попасть внутрь. Более полумиллиона посетителей ранее видели выставку в Вене, и, как выяснилось четыре недели спустя в Праге, выставка имела точно такой же успех с точки зрения количества посетителей. Однако, с желаемым сдерживающим эффектом, который выставленные объекты из большевистского Советского Союза должны были оказать на чешских граждан протектората, это было далеко не так. Конечно, госсекретарь К.Х. Франк также знал, что чешское восприятие «большевистской угрозы» было несколько иным по своему характеру и вызывало определенное сочувствие к великой восточнославянской нации, и он подробно остановился на этом вопросе в своей вступительной речи на выставке.



25 марта 1942 года выставку посетил президент государства Эмиль Хача в сопровождении своего кабинета (покинул Я. Климент).

Название выставки «Советский рай» предназначалось для того, чтобы иронизировать определенные иллюзии о предполагаемом благополучии в Советском Союзе. На выставке в ряде сокрушительных документов были приведены примеры бедности, социальной отсталости и бесчеловечного уровня жизни городского и сельского населения Советского Союза, рабочих жилищ и т. Д. В залах Современной галереи были установлены старые выставочные площадки из якобы подлинного материала из оккупированных большевистских районов - целые улицы и жилые районы. В дополнение к этим удручающим жилищам посетители могли также увидеть примеры советской представительной архитектуры. Социальная отсталость и бесчеловечный уровень жизни городских и сельских жителей Советского Союза, рабочие жилища и т. д. В залах Современной галереи были установлены старые выставочные площадки из якобы аутентичного материала, вывезенного из оккупированных большевистских районов, целых улиц и жилых массивов.

Выставка была открыта государственным секретарем SS-Gruppenführer KH Frank в присутствии лидера рейхской молодежи Артура Аксмана, представляющего главу графства Доннерверт, а также заместителя вооруженных сил генерала-протектора рейха Рудольфа Туссена.









Музыкальный хор вермахта исполнил «Остландлед». Представитель руководства рейха по продвижению в НСДАП, глава рейха в офисе Bötticher, который организовал выставку духовно, объяснил причину и цель выставки.«Если выставка «Советский рай» открывается сегодня, то это происходит в то время, когда в массовых приготовлениях к следующему наступлению уже отмечены важные решения против врага, чья жесткая власть направлена ​​против Европы, ее культуры, социального уровня жизни ее работающего населения, просто против всего, что наша жизнь определяет во всех отношениях. В какой степени другой зарубежный мир сталкивается с нами на большевистском Востоке, я видел и жил с миллионами моих друзей прошлым летом и осенью. Он превзошел все ожидания того, что мы вообразили о страданиях и ужасах этой страны. Теперь, после наступления, занавес был снесен, и перед нашими глазами открылся «рай для крестьян и рабочих», куда, согласно большевистским промоушенам, должны были течь молоко и мед. Но молоко и мед там не текли, а над этой землей, ее городами и селами пахло мясом. который, как и мрачное и мрачное лицо населения на первый взгляд, чувствовал потребность и страдания, к которым они были причастны. Однако, когда мы смотрим на жилища рабочих и фермеров или, точнее, членов колхозов, не может быть никаких сомнений в том, что в этой стране, которая так необычайно богата и плодородна, она жестоко, жестоко и жестоко раскрывает свои преступные инстинкты. нечеловеческая власть группы евреев или евреев под влиянием недочеловеков совершенно иностранных народов Востока ». Затем Беттихер рассказал о предполагаемой дезинтеграции молодежи, методах пыток ГПУ и катастрофической дезинтеграции семейной жизни в СССР.

Затем сам Франк высказался, чтобы описать ситуацию во время Первой Чехословацкой республики, по его мнению, особенно зрелой для того, чтобы захватить власть большевиков в стране. Для интересного содержания приведем полный текст его вступительной речи от 28 февраля 1942 года:

«Члены партии, дамы и господа!
5 июня 1935 года министр иностранных дел Чешско-Словацкой Республики Эдуард Бенеш подписал протокол об обмене ратификационными грамотами советско-чехословацкого договора. Во время своего пребывания в Москве этот джентльмен предал свою нацию и свое государство большевикам, и официальное коммюнике объявило, что было достигнуто согласие: «В области искусства, науки и литературы систематически сближать и укреплять интеллектуальные отношения между двумя государствами».
6 октября 1935 года на официальном вечернем приеме, который чехословацкая пресса дала в честь советских писателей и журналистов в Праге, советский советский посланник Александровский назвал Чехословакию «авангардом» Советской России. В то время в советском лагере и в лагере западных демократий появилось крылатое слово о Чехословакии как о «материнском авианосце» для советских бомбардировщиков. 30 сентября 1938 года, на следующий день после «Мюнхена», г-н Бенеш из Пражского Града вызвал г-на Сталина в Кремле и попросил его о немедленной военной помощи. В качестве контрслужбы он предлагает: Объявление Чехословакии советским государством в СССР. Однако на другом конце провода г-н Сталин пришел не к телефону, а к еврею Литвинову. Через некоторое время он сообщил г-ну Бенешу, что Москва не заинтересована в предложении Бенеша. Господин Сталин не мог и не хотел воевать. Сегодня точно знаю Почему! Маленький человек по телефону в Пражском Граде был очень возмущен и в то время был очень маленьким.
Теперь, в 1942 году, тот же мистер Бенеш, снова одержимый величием, произносит речь по лондонскому радио, в которой он «провозглашает конфедерацию государства чехов и поляков, которая должна быть восстановлена ​​в Советском Союзе после победы». Эти немногие исторические данные дают нам красноречивую картину криминальной политики дверной ручки, которая, будучи в еврейском жгуте, всегда желала и теперь, как и прежде, желает предать государство и нацию, возможно, даже самого дьявола, только будучи способной удержать ее.
Хотя эти факты неоспоримы, чешская сторона утверждает, что большевизм никогда не находил оснований в самой чешской нации. Однако это противоречит многочисленным явлениям и событиям в чешском национальном органе, о которых я хотел бы еще раз напомнить - еще раз используя эту возможность на открытии этой выставки.

Коммунистическая партия - KSC - которая была в оппозиции, но по существу лояльной к режиму и поддержанной определенными государственными местами, была четвертой самой сильной партией в государстве и встретилась с 30 депутатами и 16 сенаторами в пражском парламенте. Наряду с этим, большевистская инфекция проникла так же глубоко, а иногда и более опасно в большую армию чешской интеллигенции, особенно в широкие круги чешской молодежи.
Хотя эти круги не были организованы в коммунистической партии, они были носителями особого культурного большевизма, который в своем тоталитаризме, хотя и в различных формах, в которых он происходил, должен был привести к духовному исключению чехов из Центральной Европы и ее старой культуры. Иудаизм и сталинские агенты не нашли такой доброжелательной поддержки ни в одной стране за пределами Советского Союза, как в Чехословакии. Пресса, кино, радио и театр были в их власти, изображая благословения «рая рабочих и крестьян» в самых ярких цветах ежедневно в последние годы. Обманывать народ в величайшем стиле, обольщать национальную особенность увлечения большевистской культурой было повседневной рутиной. Кубические архитектурные формы еврейских архитекторов, называемые здесь тель-авивским стилем, которые до сих пор мешают появлению чешско-моравских городов.



Против этого действующие силы обороны были слабыми. Они были частично насыщенными буржуазными группами, которые беспокоились только о своей столице и их мире, но хотели остаться как можно дольше для правителей правящей системы и извлечь из этого выгоду, частично различные романтические группы фашистской окраски мог сделать.
Почти вся чешская мелкая буржуазия чувствовала, что она должна была согласиться с еврейско-советским курсом, поддерживаемым правительством, потому что она видела союзников в великом славянском брате (…), и чувствовала, что мир растет против Германии и империи, которая питала его антигерманскую ненависть. Отдельные мелкие группы, которые знали об опасности, не могли быть применены. Но большой круг сельского населения, крестьян, стоял под духовным руководством такого Ходжа, создателя девиза чехословацкого аграризма, который никогда не пропускал фраз. Эта формулировка означала не более чем демократизацию и, в конце концов, большевизм земельной собственности. Это должно было разрушить древние культурные традиции страны, определенные немцами, а крестьянин и земля созрели для задачи командной программы сегодняшних враждебных государств.



С выставки

Таким образом, они доказывают не только вышеупомянутые политические факты, за которые несут ответственность президент государства и правительства, но и глубокую внутреннюю готовность самих чешских людей, насколько близки старые культурные земли Богемии и Моравии к кровавому большевистскому хаосу. В сентябрьские дни 1938 года, когда Красная Луза получила оружие от правительства и списки людей, подлежащих расстрелу, был час провозглашения Чехословацкой Советской Республики. Здесь лидер в Годесберге и Мюнхене вмешивается в колесо истории, спасая сердце Европы от большевизма, войны и опустошения.
Сегодня наши солдаты с союзными народами торжествуют на огромном европейском фронте на востоке против большевистского врага мира, чтобы спасти весь европейский материк от разрушения. То, что наши солдаты обнаружили на своих бесконечных маршах и в боях в Советском государстве, и, как они видели это своими глазами, было подведено к небольшому разделу для этой выставки.
Я открываю выставку «Советский рай» и прошу вас, дамы и господа, произвести впечатление на мираж и реальность жизни Советского Союза, «рая рабочих и крестьян». Я убежден, что выставка прояснит для чешского народа, что бы это значило, если бы большевизм, согласно своему первоначальному плану, проник через чешско-моравское пространство в сердце Европы. Это были круги чешской интеллигенции, которые флиртовали с ним и продолжают это делать, но даже сотни тысяч фермеров и рабочих были бы убиты в темницах ГПУ или в дисциплинарных трудовых лагерях и задохнулись бы своей собственной кровью. Земля и нация будут уничтожены. Сегодня очереди ясны, и каждый должен решить. Либо за большевизм и разрушение, либо с Европейской империей, то есть за свою родину, за свою жизнь, за свою работу ».


В прихожей выставки на нескольких рисунках и схемах рассмотрены основные данные о минеральном богатстве, населении, плодородии почв и экономических условиях советских стран. Страна была представлена ​​как область с действительно огромными возможностями, где правильная социальная организация могла бы достичь большого процветания и развития во всех направлениях. На выставке с впечатляющими диаграммами, лозунгами и фотомонтажами показано, как большевизм посвятил свой основной интерес созданию крупной промышленности. Однако акцент был сделан на разграничении между «эксплуатируемыми людьми» и правящей большевистской кастой, и, если это так, статистика показала, насколько велик процент предполагаемых евреев в советской власти, « и как они стали решающим фактором». Предполагалось, что выставленное оружие от жертвы вермахта должно было дать посетителю хорошее представление о Советской армии и ее пособиях и, следовательно, об огромной опасности, которую представляет восток. Среди построенных объектов был также советский истребитель с американским двигателем и советским фюзеляжем, который дал советскую технологию фортификации, построенную точно в соответствии с оригинальными конструкциями, с одной бронетанковой пушкой, двумя боковыми пулеметами и необходимой техникой.


В неповрежденном государстве попал на Восточный фронт в руки рейхских Вооруженных сил также один из самых тяжелых советских танков своего времени КВ-2 весом 52 т, оснащенный пушкой 152 мм и названный в честь маршала Климента Я. Ворошилови. Даже это оружие стало предметом восхищения на выставке, и танк ранее проезжал по улицам Праги.



В качестве антипода советской промышленной и военной силе был представлен плачевный уровень широких слоев населения, как сельского хозяйства, так и промышленности. На выставке была изображена ситуация с колхозом, когда фермеры были лишены земли. Катастрофический уровень жизни должен был быть проиллюстрирован лачугами, привезенными непосредственно из Советского Союза. В лачугах посетители могли видеть ростовые манекены в плохой одежде.


Часть экспозиции показала в лачугах, например, пренебрегаемую советскую молодежь, которая бродила без присмотра по городам и селам и «не боялась убийства» ( Прагер Вохеншау)) или изображенные семьи, живущие в одной комнате или в грязных ямах с самой жалкой мебелью. С другой стороны, на выставке была представлена ​​представительная архитектура Советского Союза, а авторы выставки заявили, что великолепные административные дворцы большевистской бюрократии и крупные фабрики были построены за счет уровня жизни населения. «Промышленный гигантизм» также автоматически привел к привилегированному положению промышленных городов и мест и к наблюдению за сельскими районами. Выставка также продемонстрировала занятость женщин на тяжелых работах и ​​тяжелые условия труда рабочих в целом. Одна выставочная панель, например, сообщила, что в Советском Союзе от голода и эпидемий умерли 10 миллионов человек, 1920/21 два миллиона, 1930/31 миллион, а в 1933/34 - 6 миллионов.



Захваченный КВ-2 проезжал по улицам Праги.

Как уже упоминалось, выставку посетили несколько важных личностей. Во вторник, 10 марта 1942 года, утром «Советский рай» посетил вождь округа и имперский губернатор Конрад Генлейн. Представитель вермахта предоставил руководителю округа экспозицию, если он был установлен вооруженными силами. Значительных посетителей сопровождала выставка Главного правительственного совета Инг. Занкла. В среду, 25 марта, во второй половине дня выставку вместе с сотрудниками его кабинета посетил президент государства Хача, где его приветствовали министр Эмануэль Моравец, представители Бюро охраны рейха и организатор выставки. Сообщалось, что за два дня до визита Хачи число посетителей значительно превысило 200 000 человек.



Давайте посмотрим на период прессы, как он сообщил на выставке. Например, Чешское Слово написало следующее в день открытия выставки:«Цель выставки« Советский рай »- дать посетителю представление о политических, культурных и социальных условиях в Советском Союзе. Это не рекламное мероприятие в обычном смысле этого слова, но экспонаты представляют собой оригинальный материал из Советского Союза, так как немецкие солдаты в полевой кампании против большевиков почти лично представили, и так оно и есть на самом деле. (…) Каждый посетитель выставки, будь то чех или немец, может, согласно тому, что он видит, создать идею о том, как мы все добьемся успеха, если большевистская волна затопит Европу. Большевизм говорит против себя на выставке. (…) Это не картины, которые могло бы создать министерство пропаганды в Германии, но все это подтверждается оригинальными документами на русском языке. Большевизм - это свидетельство, которое исходит от самого себя.





В другом месте то же письмо противопоставляло «настоящий социализм» «большевизму», в котором он видел «самое позорное предательство социализма», и хвалило борьбу с большевизмом на Востоке: «Как и в современной галерее Праги, мы находим виртуозно установленные советские деревянные дома, дворы посада подобные руины, физически немыслима «жилище» мастерская экзистенциально разорившиеся ремесленники и номер официальный пост - быть как наши процветающие города и деревни, а не к фюреру исторического решения, который обрушился большевизм на колени и разрушила его опасность для Европы " то , что большевики собирались Европе изображен еще один комментарий в чешском слове :«Там, где исходили результаты работы миллионов советских людей, это видно по ужасному оружию, размещенному частично внутри выставки, частично в открытом пространстве рядом с ней. Да, это был план еврейских узурпаторов власти в Советах: превратить пот и кровь бессознательных русских масс в мощную сталь и пламя, которые в определенный момент сокрушат Европу, доведя ее до полного рабства евреев. И тогда все эти промышленные и экономические гиганты превратятся в эксплуататорские орудия мировой еврейской финансовой столицы, и русский человек будет похож на царя, если не хуже. Это был план, с помощью которого немецкие армии сегодня делают большой удар. Вырезать навсегда. Иудаизм никогда не придет к власти снова.»



Конечно, на выставке также присутствовала пражская немецкая пресса (титульный лист Prager Wochenschau от 6 марта 1942 года).

Теперь мы знаем, что надежды, выраженные в следующем комментарии к Чешскому Слову, также были тщетными: «Не может быть более убедительного крика в сознание тех чехов, которые еще не поняли, где их место и место назначения! Поэтому можно полагать, что выставка «Советский рай» станет одной из важнейших вех современной чешской мысли и интерпретации национализма. Его значение и охват будут непосредственно историческими. Нам нечего искать на Востоке! ». Хотя выставка была в основном впечатляющей - от 300 000 (периодическая печать) до 500 000 (сегодняшняя официальная чешская историография, сравните Вену - полмиллиона).

Выставка еще не закончилась, и 25 марта 1942 года министр образования и национального просвещения и глава Управления народного образования Эмануэль Моравец открыл выставку картин Карела Релинека, чешского академического художника, писателя и публициста (1880-1945) и известного автора антиеврейских карикатур. под названием «Еврейско-большевизм - бич человечества».На открытии присутствовали многочисленные немецкие официальные лица, возглавлявшие группу пресс-пресс Правительственный совет Вольфрам фон Волмар, создатель выставленных работ Релинк, представители Национального арийского единства, глава главного редактора Национального союза журналистов Кричталек. Во время экскурсии по выставке, доходы от которой идут в Немецкий Красный Крест, сам Релинк дал интерпретацию. Были организованы массовые туры, чтобы рассказать рабочим о предполагаемом преступлении евреев и его глобальной опасности Конечно, выставка была далеко не такой оживленной, как «Советский рай».



Интересно, что выставка «Советский рай» затем отправилась дальше в имперскую столицу, где она находилась в Люстгартене с 8 мая по 21 июня 1942 года. По официальным данным, за шесть недель 1,3 миллиона человек посетили Берлинскую выставку, хотя сегодняшний немецкий исторический музей(DHM) пишет только о 250 000. Выставка была тщательно подготовлена ​​за несколько недель до этого, и согласно каталогу должна была показать бедность, нищету и опустошение Советского Союза и оправдать войну против него. 18 мая 1942 года подпольная группа евреев-коммунистов Герберта Баума подожгла выставочную площадку. Хотя это действие нанесло минимальный ущерб имуществу, 33 члена этой группы были казнены позже. Эта акция также вызвала сомнения среди инициаторов небольшого убийства по поводу смысла акции, более того, когда дело даже не относилось к ежедневной газете, а немцы ничего не знали. Накануне группа людей, сосредоточенная вокруг Шульц-Бойсена и Фрица Тиля (Rote Kapelle), по всему Берлину установила около тысячи наклеек с надписью «Постоянная выставка / Нацистский рай / Война Голод Ложь гестапо / Как долго?»



Открытие выставки "Советский рай" в Берлине (8 мая 1942 года).



Вход на выставку "Советский рай" в Берлине.







Прага, Чехия, Германия, Берлин, СССР

Previous post Next post
Up