Мы
писали о том, как был принят логотип Алматинского метрополитена - комиссией акимата и общественностью. По-разному. Блоггеры и дизайнеры бросились разрабатывать альтернативные варианты, и хотя инициатива изначально казалась баловством и потерей времени, неожиданно встречное движение обозначили сами городские власти в лице начальника управления культуры Кайрата Кульбаева. Чиновник недавно завел себе блог - и, похоже, это был не первый его шаг по наращиванию своей популярности.
"Мы все с нетерпением ждем открытия нашего метрополитена. Безусловно, хотелось бы, чтобы все соответствовало высшим стандартам (...), включая логотип метро.
Я знаю, что в сети были бурные обсуждения касательно выбора и утверждения логотипа. Также, я читал, что некоторые энтузиасты-дизайнеры разрабатывали и предлагали альтернативные версии в попытках заменить логотип, утвержденный градостроительным советом",
написал он.
Обсудив и согласовав этот вопрос с заместителем акима Алматы Виктором Долженковым, который курирует вопросы транспорта и коммуникаций, Кульбаев предложил возобновить работу по разработке логотипа, объявить принятие к рассмотрению новых вариантов в ближайшие две недели и "вместе выбрать самый лучший вариант". Оставалось не совсем понятно, с кем вместе Кульбаев намерен его выбирать. Возможно, с Долженковым? Шутки шутками, но без положения о конкурсе, было трудно всерьез рассматривать перспективы этого явно популистского решения.
Впрочем, сегодня стали известны подробности:
Первый этап - прием заявок до 15:00 29 июля 2011 года по адресу logo.metro@gmail.com.
Второй этап - голосование на странице Управления культуры в Facebook с 1 по 7 августа. По результатам голосования будут отобраны 5 лого, которые пройдут в следующий тур.
Третий этап - презентация альтернативных вариантов логотипа для возможного утверждения Градостроительным советом и экспертами.
Материального поощрения в акимате не обещают, но моральное удовлетворение, безусловно, будет гораздо дороже денег. Задание на конкурс “Разработка логотипа алматинского метрополитена” и другие детали можно прочитать на
сайте Управления.
Лидирующую роль в движении эстетов за новый лого метрополитена с самого начала взяло на себя сообщество казахстанских дизайнеров
The Steppes. Уже в ближайшие дни будет запущен
специальный сайт, посвященный логотипу первой в Казахстане подземки. Официальная позиция The Steppes - нет смысла повторять почему принятый логотип сделан неудачно, но факт в том, что решение было принято непрозрачно для общественности.
"В итоге, группой дизайнеров, было принято решение сделать альтернативную версию, то есть, несмотря на то какой будет результат, рассмотрят ли наши варианты или нет, мы хотели показать что можно сделать намного лучше, что у нас есть специалисты, которым небезразличен внешний облик города.
Мы считаем, что (...) применение национальных символов неприемлемо. У каждого символа есть свое обозначение и область применения. Метро не является организацией, занимающейся культурой и просвещением, а является простой транспортной организацией, оказывающей услуги населению по перевозке.
К тому же, мы считаем, что частое злоупотребление национальными символами многими организациями, особенно государственными, не имеющими ничего общего с культурой, непонимание границ применения этих символов, ведет только к росту неприязни к ним и потере их статуса и значения.
Учитывая то, что метро организация транспортная, то для его логотипа важны простота, удобство распознавания и применения. Снова возвращаясь к нашей прямой, логотип метро должен больше стремиться в сторону простого знака",
говорят дизайнеры The Steppes.
Представитель The Steppes Максим Малышев комментирует:
Наша цель - обратить внимание на то, что к разработке подобного проекта надо подходить основательно, учитывая множество нюансов и особенностей. Знак должен быть узнаваем, современен, технологичен, гармонично вписываться в архитектурную среду города.
Но важно понимать, что одним знаком/логотипом ограничиваться нельзя. Стоит уделить внимание целому комплексу элементов фирменного стиля. Навигационные и информационные системы должны быть детально проработаны и в результате легко понятны как самим горожанам, так и гостям города, в том числе из дальнего и ближнего зарубежья.
"Мы рады, что администрация города Алматы идет навстречу горожанам и профессиональному сообществу дизайнеров и организует конкурс", - говорит Максим, - "Но у нас есть сомнения в успешности этого мероприятия".
При всей спорности идеи "народного знака и голосования" площадкой для проведения отбора выбрана социальная сеть Facebook. Этим отрезается бóльшая часть населения, не говоря уже о возможности "накручивания" голосов и субъективности дальнейшей оценки.
Задачей конкурса ставится разработка логотипа. Этого не достаточно для полноценной реализации проекта. Требуется комплексная разработка фирменного стиля, а это под силу только группе профессиональных дизайнеров.
В свою очередь мы предложили сотрудничество в подготовке и проведении конкурса, отправив письмо господину Кульбаеву. Но пока не получили ответа.
Резюмируя вышесказанное, хотим подчеркнуть, что каждый из нас заинтересован в том, чтобы наравне с высоким техническим оснащением алматинское метро получило достойный облик.