В новом году постараюсь вернуться в онлайн и вести блог более аккуратно и регулярно. Благо, YV стал делать кросс-постинг в главные соцсети, которыми я пользуюсь - это ЖЖ, Фейсбук и Твиттер (кстати, может, я пропустил это, но как решен вопрос с сохранностью паролей, который чаще всего возникает на кросспостинговых сервисах?). И еще вопрос - я заметил, что теги тоже дубируются, и это супер. А если я оставляю запись «только для друзей» на YV, окажется ли она в ЖЖ в общем доступе?
В общем, для начала решил опубликовать сумбурные заметки о поездке в Лондон двумя неделями ранее.
Собственно по теме поездки будет отдельный пост - я ездил выступать в Чатэм Хаусе (Chatham House), королевском исследовательском институте типа think-tank, что в некоторых кругах «типа считается». Площадка действительно престижная, хотя именно это заседание, посвященное итогам председательства Казахстана в ОБСЕ, не вызвало чересчур большого ажиотажа. Что, на мой взгляд, подтверждает тот факт, что значимость этого факта была сильно преувеличена как казахстанскими властями, так и отдельными журналистами, чрезмерно озабоченными «третьей корзиной» ОБСЕ (права человека, демократия и выборы). Так или иначе, свою речь и часть ответов на вопросы я опубликую отдельно и в усеченном виде, т.к. по правилам Чатэма, наше заседание было off the record и мы обязались не разглашать кто конкретно и что говорил.
Пока же я хотел написать о ситуации с погодными условиями в Англии и связанными с этим задержками и отменой рейсов в/из Хитроу.
В гостинице, в которой я жил, каждое утро на ручку двери вешали свежую газету. За день до вылета я прочитал на первой странице - «Британия готовится к идеальному шторму». Как выяснилось на следующий день, готовность была сильно преувеличена. Мой рейс был утром и я выехал из гостиницы около пяти, в шесть был в аэропорту. После этого 14 часов я провел в самой длинной очереди в моей жизни. Изначально проблема состояла в том, что погодные сложности испытывал Амстердам, куда я летел,чтобы пересесть на самолет в Алматы. Всех транзитников отправляли в очередь - пассажиры, для которых Амстер был финальной точкой, регистирировали на рейс свободно. Когда стоишь в очереди, а твой рейс улетает, становится страшновато - особенно в той очереди, которая практически не двигается. Особенно в той очереди, которая выглядит очень странно - «змейка» посреди терминала, которая начинается и заканчивается просто в зале, никуда не ведя. Потом выяснилось, что это была очередь для того, чтобы присоединиться к другой очереди - в три раза длиннее и отчаяннее. Она вела к стойке KLM, где людям бесплатно перебронировали билеты на другие рейсы «в обход» Амстердама.
Пока мы стояли в первой очереди, погода испортилась уже в самом Хитроу. Снег был плотным и сильным, с ветром - настоящая метель. Позже по новостям говорили об аномально низкой температуре (минус 10) и рекордных 5 см снега. Да, смешно. Но совсем не смешно то, что пока снег шел, никто не подумал выгнать снегоочистительную технику. Не вышла она и на следующий день. Только через день была относительно нормально расчищена одна из двух взлетно-посадочных дорожек. Все последующие дни Би-би-си и Скай, как и все ежедневные газеты ругали руководство аэропорта и министерство транспорта (которое, в свою очередь, отрывалось опять на Хитроу) на чем свет стоит - такая история повторяется из года в год. Снег идет не часто, но если идет, то обязательно приводит к коллапсу. Тот снегопад сорвал планы путешествий не только авиапассажирам - расписание поездов тоже было факапнуто, даже некоторые ветки лондонского метро (проходящие часть пути по поверхности) и Хитроу экспресс не работали. Из-за этого потом людям было очень сложно выехать из терминала в город. Но, об этом потом. Итак, мы стоим в очереди.
Время от времени приносили бутылки с водой. Во второй половине дня дали ваучер на 3,5 фунта для оплаты счета в терминальных кафе - этих денег могло, по сути, хватить только на напиток. Очередь, тем временем, растет. После начала снегопада стали отменять рейсы других авиакомпаний, включая флагмана British Airways. Очереди стали возникать кругом, люди терялись в них и многие стояли не в те стойки, в которые следовало. Ощущение бардака нарастало параллельно с нервозностью людей, которых сотрудники аэропорта ближе к вечеру просили уезжать из аэропорта. Тогда стало известно, что рейсов не будет еще долго, а аэропорт закроют, чтобы не накапливать людей. Людям советовали возвращаться в город и проверять возможности перебронирования самостоятельно через веб-сайт своих перевозчиков. Как они это себе представляли, ятак и не понял - ведь перебронирование производилось на рейсы других компаний. Также нам давали номера телефонов, по которым якобы можно было узнавать всю информацию. Позже я звонил на оба номера - на обоих людям отвечали роботы с примерно таким текстом: «У нас очень много звонков в эти дни и мы не можем ответить на все. Идите на сайт. Сейчас мы отключимся, до свидания». Вообще, недостаток коммуникации в последующие дни приводил к душераздирающим вещам - люди продолжали ехать в терминалы Хитроу, людей не пускали внутрь и они были вынуждены ночевать на улице. Тем, кто остался внутри были розданы тонкие самолетные пледы и фольга, в которую они заворачивались для теплоизоляции. Телевидение не пускали внутрь терминала все дни, пока я был в Лондоне, и журналисты просили пассажиров присылать им фото и видео с мобильных.
Когда мы, наконец, добрались до стойки, к которой то и дело пытались прорваться совершенно «левые» люди вне очереди, девушка нас обрадовала - мы последние ее клиенты. Я оглянулся - очередь была огромна, люди всех возрастов с маленькими детьми, с которыми мы уже почти подружились за целый день великого стояния, и все они были обречены на то, чтобы услышать: стойка закрывается, идите куда хотите. Мне предложен был весьма диковатый маршрут через Франкфурт (коннекшен - 50 минут, чтобы добежать через транзитную зону из евро в не-евро рейсы) и Астану в Алматы через день. Другой вариант - взять British Airways на следующее утро на свой страх и риск, т.е. Если бы он не вылетел, то перебронировать я бы уже не смог. Я выбрал первый вариант, но впоследствии и он не выгорел. Потом я пытался перебронировать на коннекшен в Москве, но и это сорвалось. Третья попытка была удачной - прямой рейс Эйр Астаны. Все-таки нет ничего лучше прямых рейсов, особенно зимой...
Помимо вариантов перебронирования на стойке мне вручили ваучер на гостиницу - простой лист А4 с адресом отеля. Стараясь не смотреть ни на спину удаляющейся сотрудницы тикет-офиса, ни на людей в очереди, мы ретировались на улицу, решив плюнуть, разориться и взять такси в город, которое стоит около сотни фунтов. Но то, что предстало перед моими глазами трудно передать читателю, не стоявшему в очереди 14 часов. Потому что на улице, на морозе, я увидел ОЧЕРЕДЬ, которая не кончалась - эта очередь была родным домом для примерно пятисот человек. А в ее начале стоял один черный кэб. На что рассчитывали эти несчастные, в моей голове не укладывалось никак. Хорошо, что я решил удостовериться в том, что метро не работает, потому что в итоге я удостоверился, что оно работает, правда не все, а местами, но до центра можно было добраться вполне, с тремя-четырьмя пересадками.
Мне очень повезло, что я был пассажиром KLM - гостиница, предоставленная авиакомпанией, была лучше той, в которую меня поселил Чатэм Хаус. Фойе Камберланд Отеля похоже на арт-галерею, а коридоры - на космический корабль. Но самое главное - расположение на Марбл Арч, прямо на Оксфорд Стрит, мекке лондонского шоппинга, в пяти минутах ходьбы от Селфриджеса (в котором мне посчастливилось попасть на благотворительный ди-джей сет Бой Джорджа). Позже в газетах писали, что по всему Лондону погода нарушила планы пятисот тысяч человек. Конечно, не все они должны были путешествовать самолетами, и не всех поселили в центре. Но недаром люди думают, что задержки рейсов придуманы для того, чтобы заставить их тратить деньги в ожидании. Но в том, что все постояльцы Камбеленда (а это огромная гостиница) ходили по магазинам Оксфорд Стрит, сомневаться не приходится. Я не раз слышал от собратьев по несчастью, что как это умно - закрыть аэропорт, заставить зарубежные авиакомпании платить за британские отели, а иностранцев - тратить бабло. Впрочем, конечно, это просто брюзжание зажравшихся. Только в последнийдень перед выездом я узнал, что для пассажиров KLM в ресторанах гостиницы было организовано бесплатное питание - 3 раза в день! Я думал, что нам полагался только завтрак, как гостям отеля.
В общем, грех жаловаться. Но в тот же, последний день перед выездом, случилась странность, которая меня едва не ввергла в истерику. Вернувшись в номер после прогулки, я обнаружил, что в прихожей добрая часть навесного потолка... лежит на полу. Консьерж объяснил это протечкой труб и обеспокоенно заявил, что немедленно переселит меняв другой номер из соображений безопасности. Час был поздний, и я уснул, так и не дождавшись эвакуации. Путь домой был спокойным, в компании инженера-механика Эйр Астаны, почти год обучающегося в Англии на курсах повышения квалификации, бурбона и знакомых из Казахского симфонического оркестра, возвращавшихся с гастролей. Весь самолет был забит казахскими студентами, школьниками и их понтами. Я летел домой, не обращая внимания на хамоватого стюарда и матерящихся детей. Ведь я летел домой.