Пятый год
«Ой, да были мы в ваших Европах»
Из отзывов отдельных ново-североамериканцев
Формально в этом августе закончился пятый год моей иммигрантской жизни. Реально я про этот «юбилей» забыл, ибо находился в 11-ти недельном путешествии по Европе. А когда приехал в Торонто вспомнил, но решил, что пятый год, наверное, будет последним, когда я буду тут проводить занудную рефлексию о моей иммиграции. Не только потому, что рефлексировать на это тему мне стало скучно, но и собственно тема сама себя исчерпала. Путешествовать с канадским паспортом - для меня это уже норма. Вопрос «Как это - быть канадцем ?» меня больше не волнует вообще. Гораздо больше волнует вопросы: «Как быть хорошим человеком?», «Как быть самим собой?», «Куда развиваться дальше?» и классическое «Как жить, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы?»
Лет шесть-семь назад, когда об иммиграции только начинал серьезно задумываться, я мыслил очень максималистичными категориями, которые включали и географический максимализм: Россия-Нероссия, Европа-Неевропа, Америка-Неамерика, Канада-Неканада. А сейчас все цвета как-то стали оттенками, все линии плоскостями, а категории стали вопросами с неправильным порядком слов. Все эти - я канадец и я неканадец, я россиянин и нероссиянин, я армянин и неармянин, мужчина и немужчина... и т.д. - все это в прошлом. Я - это я, и ни одна из категорией, выработанных социумом меня стопроцентно не определяет. Все эти сильно волновавшие вопросы национальной идентичности-неидентичности меня большее вообще не волнуют.
Если раньше я с какой-то внутренней гордостью смотрел на канадский флаг, то теперь - это просто кусок ткани, так же как и российский, украинский, армянский, советский и любой другой флаг. Конечно, когда лидер Парти Кебекуа мадам Моруа выносит канадский флаг из зала верхней палаты квебекского парламента - это возмутительно. Ибо сначала надо провести референдум (и потратить деньги), получить согласие у жителей Квебека на отделение от Канады (и в очередной раз провалиться), согласовать это с Первыми народами (и посмотреть, как они мгновенно присоединят свои территории к Канаде), отказаться от федеральных экономических вливаний (без комментариев), принять постановление и уж потом выносить флаг. Но это вопрос следования законам, не более. А на личном уровне флаг - это флаг. А я - это я. А мадам Моруа - это мадам Моруа. (Хотя, как я понял у мадам Моруа с таким пониманием жизни большие трудности - политики вообще маниакально любят одни флаги и столь же маниакально не любят другие).
Возвращаясь к своему глупому максимализму... Два с половиной месяца я путешествовал по Европе - и у меня просто голова кругом шла от того, насколько по-другому я эту самую Европу воспринимал. Не с каким-то глупым ребяческим восторгом, проходящим под девизом «Ну, наконец-то вырвался в цивилизацию!», как это, не скрою, бывало раньше, а как-то спокойно, размеренно и с таким здоровым живым интересом, без фанатизма. Это раньше я просто сходил с ума от Англии и считал ее чуть ли не лучшей страной в мире. А в этом раз полюбовался на рабочие районы Лондона (ничего более депрессивного в архитектурном плане я не видел), на обилие бетона в Бирмингеме, потолкался в час пик в душной лондонской tube (подземке) - и британская картинка в моем сознании стала более полной, более детализированной. Англию я по-прежнему люблю, но уже "странною любовью".
Я от Европы зато теперь учусь, и каждая странам меня учила по своему... Голландия поразила своими музеями (да-да, музеями, а не путанами и наркотиками - этого добра у нас тоже сколько хочешь), своей историей - подумать только - у них уже в 17 веке были биржи, проценты, кризисы, банкроства, благотворительные организации... Они уже 350 лет живут при капитализме - шутка ли? Или Берлин - интереснейший творческий, развивающийся город, насыщенный историей такого высокого и такого низкого полета, что иногда просто приходишь в остепенение от ее мощи, а иногда в шок от ее ужаса. Идешь так по простому берлинскому кладбищу - а справа - Иисусе! - могила Георга Вильгельма Фридриха.... ГЕГЕЛЯ!, а потом сразу - могила Иоанна Готлиба... ФИХТЕ! Вот бы Фихте не обрадовался, если бы узнал, что его похоронили рядом с Гегелем! Но вообще, конечно, с ума можно сойти - ножками ходишь по классической немецкой философии практически! И буквально через полтора квартала ножками ходишь совсем по другому: вот вам место бункера Гитлера, а вот тут стояло Гестапо, а справа обратите внимание - здание Люфтваффе... М-да.... Мощь... ужас... глубина... сила... - все в одном флаконе. Или Франция - сразившая наповал теплотой, гостеприимностью людей, которые меня принимали, невероятным архитектурным богатсвом и умопомрачающим вниманием к деталям вкуса. Именно удивительное внимание к деталям вкуса в еде, в архитектуре, в одежде, прическах, в истории, а главное - в жизни вообще - мне безумно понравилось. Этому захотелось научиться. При этом надо не забывать, что тот же безумно очаровательный город Нант, в котором я провел три замечательных дня, был построен на такой грязи, от которой французам никогда не отмыться - на деньгах от работорговли. Это тоже часть истории, когда навсегда вплетена в красоту французской культуры - и без этой детали понимание ее будет крайне ограниченное.
Еще один из признаков ухода от максимализма, это мой спокойный ответ на то, как разны люди реагируют на мой акцент, точнее - на мои акценты. Когда мне в англоязычной компании говорили - «А вы, я так полагаю, из США?», я спокойно и с улыбкой отвечал: «Нет, из Канады». А что тут такого? Ну, а если бы я был бы из США? Тоже неплохо. Какая собственно разница? Или во время бесед на французском, каждый второй француз старался вставить: «Я, конечно, очень извиняюсь, только ты не обижайся - но у тебя... ну, как бы это сказать.... квебекский акцент... (далее поспешно) но это très joli” (очень мило). Да я и не обижаюсь: квебекский, так квебекский - а чего тут смущаться?! Вы ведь меня понимаете, я вас тоже. Это раньше меня от акцентов передергивало - а теперь как-то спокойнее стал. По моему русскому акценту тоже можно подумать, что я москвич, ну, и что?... Ну, даже если бы и был бы москвич - что с того? Суть ведь не в этом... Это все поверхностное.... Суть она всегда глубже... Как писал тот же Георг Вильгельм Фридрих, похороненный рядом с Иоанном Готлибом: «Не надо начало знания принимать за само знание».
Вот так как-то пятый канадский год завершился...