Про «белых канадолов»
Вопрос армянскому радио: «Сколько национальностей Советском Союзе?»
Ответ: «Три. Армяне, неармяне и русские».
Впервые термин «белые канадолы» я услышал от моей знакомой Мариссы, которая энное количество времени прожила на зоне в центре русскоязычного сообщества на Батурст и Стилз. До того как я услышал этот отвратительный апофигей узкомыслия неологизм, не обделенный негативной коннотацией, я наивно полагал, что я в Канаде в общем-то такой же как все остальные - никакой особой дискриминации по половому, национальному, возрастному, сексуальному, цветоглазному, темноволосному и коротконогому принципам я не чувствовал. Ко мне все, ну буквально все, относились, вы не поверите... как к Человеку. Причем относились ко мне как к человеку - а точнее как к Равному, сразу, с первых шагов, с первого пожатия руки, с первого «Хэллоу!». Это я вот, к стыду своему, не сразу принял свою канадскость - у меня на перестройку мозгов и на признание своей неэксклюзивности ушел год, как минимум. А народу вокруг никакого дела не было до всяких деталей моей сложной биографии. Все вокруг просто звенело: хочешь быть канадцем - будь им!
Однако у моей знакомой Мариссы (человека добрейшей души и неординарных взглядов) с Канадой и канадскостью скалдываются несколько иные отношения.
Несмотря на канадский паспорт и принадлежность к европеидной расе, она себя к «Настоящим Белым Канадцам» (НБК) никак отнести не может. Марисса, которая прожила в Канаде уже почти восемь лет, считает, что канадцы делятся на «канадолов» - то есть тех, кто здесь родился, и всяких «пАнаехавших», типа ее самой. Марисса - москвичка, как она утверждает, аж в «дцатом» поколении, поэтому дискурс «панаехавшей лимиты» ей хорошо знаком и, очевидно, дорог. Наверное, поэтому же все свои рассказы о канадских приключениях она всегда начинает словами: «Есть у меня знакомая. (Пауза. Далее с важностью и с каким нездоровым восхищением-отвращением в голосе). Белая канадолка!». И потом как бы для убедительности добавляет - «Настоящая!».
Я, конечно, отойдя от приступов смеха, вызванных незабвенным белоканадольским термином, пытался доказать Мариссе, что «белые канадолы» или их родители (бабушки-дедушки) сюда приехали, так же как и все остальные, и уж если кто может тут претендовать на звание «настоящих» так это наши «первые народы», которые к белым имеют такое же отношение как я к созданию большого адронного коллайдера. Все мои доказательства однако оказались совершенно бесполезным занятием, потому что в существование «первых народов» Марисса по просту не верила. Как выяснилось - ни одного представителя «небелых настоящих» канадолов она пока не видела (как так можно, проживя в Канаде 8 лет - я не знаю).
Аргументация, что даже глава государства в Канаде вполне может быть «небелой», неродившейся в Канаде и говорить одном из государственных языков с сильным акцентом (ага!) - тоже не помогла. Как и первых народов, Марисса в глаза не видела Микаэль Жан (нашу бывшую генерал-губернаторшу) и акцента ее франко-гавайского тоже не слышала. В общем, люди в глазах Мариссы продолжали четко разделяться на «настоящих» и «понаприехавших». Всякие «небелые» (а точнее не англо-саксы), которые каким-то странным образом тоже умудрились здесь родиться, все равно у Мариссы не получали полноправного «штампа в паспорте»: они шли под рангом нацменьшинств: «китайцев», «индусов», «иранцев», к которому всегда добавлялось поспешное «Но отсюда!» (в смысле, что «не Оттуда!!!»).
Конечно, если бы о НБК вещала одна Марисса, писать тут занудное эссе на эту тему не стоило бы. Но проблема то в том, что про каких-то «белых канадолов», «риал торонтоунианз» (то бишь тех, кто родился и вырос в Торонто) и прочих «настоящих», я постоянно слышу от иммигрантов всех красок и мастей. Самое смешное, что от самих «настоящих канадолов» я этого не слышал не разу - хотя возможно мне просто повезло не встретиться с узкомыслящими «белоканадолами». В моем круге с узкомыслием вообще как-то сильно плохо.
Ну да ладно. Разберем конкретный пример. Недавно вот я давал мастер-класс в Оуквилле - народ между делом спросил «Откуда я»? Я ответил - из Торонто. И это была абсолютная правда. Когда я жил в Москве - я отвечал, что «Я из Москвы», когда я жил в Харькове - я был «Из Харькова» и т.д. И все это несмотря на то, что я в Москве я котируюсь как «черный» (вариант «чернож...й»), а у Харькiве - как москаль (ну, то есть «небелый канадол», опять же). Ну, так вот сказал я честно, что я «из Торонто» - и, чтобы вы думали, никото и не подумал выяснять, настоящий ли «торонтоуниан». Никому в голову не пришло узнать, насколько я «риал торонтоуниан», также - насколько я «белый» и насколько я «канадол». Никому до этого дела нет. Потому что в конечном итоге, играет роль только то, хороший ли я дал мастер-класс или нет. И какие там у меня: цвет кожи, страна происхождения, место рождения, первый-второй-третий-четвертый язык - это все детали.
Конечно, не стоит приукрашивать ситуацию - и в Канаде случаются маниакально-депрессивные психозы случаи рассовой истерии. Вот, например, Альберта чуть не опростоволосилась и не выбрала крайне правую партию «Белой Розы» («чтоб им жить на одну зарплату» с их псевдохристианской про-белой риторикой!). Слава Зевсу, альбертовцы вовремя спохватились и выбрали своих любимых Прогрессивных («я вас таки умоляю») Консерваторов. Или вот квебекцы в порыве своего сепаратизма, как на духу изобрели чудесный маразм термин - pure laine - типа «чистая кровь» в переводе. Когда я «несовсем белый», «несовсем канадол», «москвич-лимитчик из Харькова», непотомственный торонтониан с ирано-армянскими корнями узнаю о таких шедеврах, у меня как слезы на глаза, сразу накатывают ассоциации .... с отдельными не особо талантливыми немецкими художниками. Ну помните - был один, который заставил всех немцев доказывать, что у них аж в трех поколениях были только чистокровные немцы в роду. А потом этот же самый живописец в течение многих лет упорно очищал свое аллеманское королевство и заодно соседние государства - от этих, ну, вы поняли, которые не «pure laine».
Так вот... нам таких художников-живописцев не надо. Поэтому, когда я слышу любые отголоски идеи «pure laine», моя «небелоканадольская» сущность начинает сразу протестовать и любую риторику, основанную на принципе «наш-ненаш» я рублю сразу и на корню. Ибо ей только дай волю - и тут же находится какой-нибудь харизматичный «пейзажист-портретист» и начинает использовать эту наивно-бытовую риторику «ненашести» для реализации своих, как правило далеко идущих, творческих планов и художественных идей. Чем эти идеи заканчиваются - мы все знаем. Поэтому лучше - не начинать! Я так думаю...