«Же жюр кё же серэ фидель а са мажэсте ла Рэн Элизабет Дю...»
Помните старый анекдот, когда советскому провинциальному актеру Пупкину Стивен Спилберг предложил роль в очередном голливудском шедевре. Пупкин чуть с ума от счастья не сошел - ну, как же: Спилберг! Голливуд! Гонорар! Мечта поэта. А потом от Спилберга контракт пришел, Пупкин чуть второй раз с ума не сошел: даты в конракте 15 декабря - 10 января. Расстроился Пупкин ужасно, покраснел и говорит так Спилбергу: «Не могу мол, Стивен. У меня - елки».
Сегодня в роли Пупкина был я. В Торонто вторую неделю гостит приехавший прямо из Уэльса профессор Филлип Заррилли - мастер калларипайат (индийская йога+борьба), автор многочисленных книг по психофизике актера, знаток феноменологии Мерло-Понти, знаменитейший режиссер. Филлип дает ежедневные мастер классы по развитию психофизики через калларийпайт. Каждое утро - тренинг с 9 до 1, без перерыва. А у Пупкина, у меня то бишь, понимаешь, розовенькая бумажка лежит - требует явится в четверг утром на церемонию клятвы королеве канадской и принятия канадского гражданства. Аккурат во время мастер-класса - причем того, когда Филлип должен был начать на индийских «отах» (саблях) учить биться. В общем, пришлось Пупкину «елки» свои бросить и бежать к 8.15 на церемонию в надежде, что все это быстро закончится и он еще успеет подраться на деревянных «отах».
Размечтался актер Пупкин, однако... Скоро сказка сказывается - да не скоро гражданство дается.
Пока всех рассадили, пока каждому кресло с номером предоставили, пока объяснили, что руки в карманах не надо держать во время гимна, пока проверили у всех документы - прошел час. Ведь все - это 76 человек из 36 разных стран, из них многие с невероятно слабым английским. Рядом с актером Пупкиным оказалась невероятно громогласная английская женщина, которая буквально жаждала со всем поделиться тем фактом, что она приехала в Канаду из Лондона аж 40 лет назад и вообще не понимает, почему она собственно должна присягать одной и той же королеве два раза. Актер Пупкин посочуствовал, но объяснил, что монарх британский и монарх канадский - это юридически два разных лица. Однако, английская дама не жаждала объяснений, она жаждала сострадания - поэтому она еще раз громогласно объявила всем, что 2 часа ее бесценной жизни сейчас на глазах у всех пройдут зря. Актер снова посочувствовал - на этот раз искренне, ибо в его голове он пытался выстроит утопический план «Как успеть на мастер-класс, как после этого не опоздать на репетицию и главное - откуда взять энергию на предстоящую вечером работу».
Где-то в районе 10 утра в зале наконец-то появился судья в черной робе и с сильным индийским акцентом: согласно протоколу судья начал пятнадцатиминутную речь. Рассказал о том, как сам в Канаду приехал, поведал о том, что все в Канаде равны, сказал, что теперь на вопрос «Откуда вы?» можно с достоинством «Из Канады» и при этом не смущаться своего акцента, ибо все акценты родные и неродные - они все равно наши, канадские. При этом судья также посоветовал не забывать свои корни и как бы, чтобы намопнить оканадившимся, кто откуда приехал, решил назвать страны рождения присутсвующих. На стране «Узбекистан» актера Пупкина немжножко передернуло, ибо родом он был из страны под названием Советский Союз и никогда своей «советскости» актер Пупкин не чурался. Никаких Узбекистанов в 70-ые годы 20 века и в помине не было, так же как и Россий, Украин, Армений, а заодно - Сербий и Чехий всяких. Ну, да ладно - за это судью можно было простить. Основная мысль, которую судья пытался впихнуть в головы новоканадцев, была в сущности верная - любите свою новую страну, но и не комплексуйте по поводу страны происхождения.
Однако, потом судью занесло совсем нетуда: и он начал вещать про самое лучшее гражданство в мире, самый лучший паспорт в мире, про самое разнообразное «дайверсити» в мире. От этого актеру Пупкину показалось, что в комнате сильно запахло США - страной, гражданство которой он принимать никак не собирался. В конце концов, судья пришел в себя, попросил всех встать и повторять за ним слова французской версии клятвы верности Королеве, ее наследникам, приемникам. За французской последовала английская версия, далее новокадацев выстроили по одному, чтобы получить карточку гражданина, письмо от премьер-министра Стивена Харпера (свят-свят-свят!) и белокрасный флажок с пластмассовом флагштоке. Актер Пупкин страдал - на часах было уже 10.30 и в другом конце города его коллеги уже давно бились на саблях.
Однако - после клятв и флажков должен был еще последовать и гимн. Гимн звучал в записи - с хором, который, как и положено, первые две строчки пел на английском, далее 5 строчек на французском и финал - снова на английском. Английская дама справа от Пупкина пела все в нос и исключительно по-английски как впрочим и все остальные, поэтому в пику ей и массам актер Пупкин включив лицевые и грудные резонаторы на французской части гимна, заглушил своим вокалом ее хиленькое пение, а заодно первые два ряда поющих и жутко коверковшего французские слова судью. Помощник судьи Жан Франсуа - тоже бывший новоканадец, но из Бельгии, услышав родной язык благодарно улыбнулся актеру Пупкину. После гимна судья, наконец-то, пожелал всем удачи и мирно удалился. Путь на свободу был открыт... Народ кучкообразно скопился у флагов провинций фотографироваться, а актер Пупкин схватил свою куртку и со всей силы рванул в сторону метро... Без всяких, фотографий, рукопожатий, улыбок, слез радости...
Вечером, придя домой, после мастер-классов, репетиций и работы, актер Пупкин обессиленно упал на диван и вдруг неожиданно вспомнил, что утром он стал гражданином еще одной страны. Он достал из портфеля свежеполученные документы и флаг с кленовым листом, задумчиво на них посмотрел и … отложил их в сторону. Никаких новых интересных ощущений от полученого гражданства у актера Пупкина не было. Он знал, что канадцем он стал давно - тогда когда принял и полюбил эту страну, когда ему вдруг стало небезралично, что в ней происходит и как в ней живут люди. И никакие дешевые, произведенные в Китае флажки на пластмасовом флагштоке сомнительного качества, никакие «карточки гражданина», приветствия от премьер-министра, политически выверенные речи судей, клятвы монархам и пения гимнов не могли сраниться с его внутренним состоянием - состоянием удовлетворения от того, что он искал и «нашел лучшую страну». Не «самую лучшую». А лучшую для него.
ЗЫ. В общем, поздравляйте что ли. Же суи канадьен и все такое -:)