Jul 08, 2009 21:39
Театральный Торонто
Часть первая.
ТУКЕДы и ТУКДНы
Культура англоязычных канадцев не идентифицирует себя с Канадой.
Как только добиваются каких-то результатов, они тут же уезжают в Америку, а иногда - в Англию.
А франкофонов гораздо в большей степени можно назвать канадцами,
и в этой среде происходит много интересного, специфично канадского в культурном отношении.
Робер Лепаж. Из интервью "Новой газете", 2007 г.
В городе Торонто театра очень много. Нет, вы меня неправильно поняли: не много, а ОЧЕНЬ много. Более того, после Нью-Йорка и Лондона, Торонто считается третьим театральным центром в англоязычном мире. Учитывая, что собственно первый театральный центр мира (то бишь Бродвей) находится практически в легкой автомобильной досягаемости от Торонто, то вывод можно сделать один - лучше места для иммигранта с хронической любовью к театральному искусству не найти. Как ни странно, для меня это являлось одной из самых значимых причин иммиграции (да-да, я сумасшедший, более того - горжусь этим) - ну, не могу я тихо радоваться продуктам в магазинах и крутым иномаркам на улицах. Мне, понимаешь, катарсис подавай, извините, конечно, за выражение.
Одна из моих новоиспеченных знакомых с печально знаменитых улиц Bathurst and Steeles (русско-еврейский район) во время совместного ланча, наслушавшись моих увлеченных рассказов о том, какие потрясающие постановки идут в Торонто, с удивлением спросила: а где же в Торонто находится театр? Дама искренне предполагала, что в этом диком американском городе театр собственно может быть только один. За 3 года своего пребывания в Канаде - она НИ РАЗУ не была ни на одном театральном представлении. Какого же было ее удивление, когда я ей сообщил, что театров в Торонто аж больше сотни, театральных коллективов раз в 5 больше, а кроме того, совсем недалеко от Торонто проводится два грандиозных театральных фестиваля (Стратфордский и Шоу), один из которых является самым крупным в Северной Америке. Таким образом, с театром в Торонто все нормально, проблемы наблюдаются в основном с театральной публикой и с финансированием.
Вот собственно с финансирования и начнем. Дело в том, что в Торонто видов театра два: один - финансируемый (государством или частными компаниями), второй - независимый. Есть еще и третий - это community theatre, но это, как правило, из разряда весьма среднего любительства, а я, как говорила Людмила Прокофьевна в известном фильме, «не люблю самодеятельность».. Особенно ту, которая не пытается стать профессиональной. В общем, про community theatre я как-нибудь отдельно напишу, поэтому речь пойдет только о двух основных видах профессионального театра: о «театре, у которого есть деньги» (ТУКЕД) и "театре, у которого денег нет" (ТУКДН).
Английская Канада успешно приняла британскую театральную модель, в которой финансирование театра - это дело рук самих утопающих, то бишь тех, кто в этом театре работает. Поэтому любая постановка в Канаде начинается с вопроса - где взять деньги. В ТУКЕДах этим занимаются специально обученные продюсеры, которые мастерски выпрашивают деньги у правительства, у различных благотворительных организаций, у богатых людей и простых граждан. В связи с этим ТУКЕДов в Торонто чрезвычайно мало: два главных ТУКЕДА - это CanStage и Soulpepper. Эти две репертуарные труппы имеют свои здания, свои помещения для репетиций, а главное - постоянные денежные вливания от правительства провинции и Канады. Такие же вливания имеет Канадский национальный балет (основная заслуга которого в том, что когда примерно сто миллионов лет назад он «приютил» сбежавшего на волю Михаила Барышникова) и Канадская национальная опера (она пока никого приличного не приютила, но Торонто ей уже очень горд). ТУКЕДы ставят абсолютно все - от Вильяма нашего Шекспира до скатологических пьес Сары Кейн. ТУКЕДы приглашают хороших актеров за хорошие деньги, заказывают качественные декорации и вообще - все делают на таком уровне, на котором профессиональный театр и должен находиться.
Однако, ТУКЕДов, как мы уже выяснили крайне мало и большинство театров относится к категории ТУКДНов - театр, у которого денег нема. ТУКДНов в Торонто очень много и они абсолютно все живут за счет творчества энтузиастов. Энтузиасты - это, как правило, профессиональные или полупрофессиональные актеры, режиссеры, декораторы, стейдж менеджеры (ну, хорошо - вот вам русский термин - зав. постановочной частью) и прочие, которые в мирской жизни работают официантами, продавцами, дворниками-подметальщиками, развлекальщими детей в парках, или капельдинерами (это те, кто продают программки и показывают вам ваше место в зрительном зале) в ТУКЕДах. В то время, когда среднеклассовый канадец садиться смотреть телевизор, пить пиво, обнимать жену (подчеркнуть по выбору), эти чокнутые граждане бегут в библиотеку писать сценарии, репетировать в протекающих подвалах, побираться по друзьям с целью выклянчить реквизит и костюмы, организовывать фандрейзеры, чтобы хоть как-то наскрести денег на постановку. Причем делается все за бесплатно - исключительно из любви к искусству, так сказать. Деньги на постановку - это деньги на аренду театрального помещения, но никак не на зарплату актерам. В редчайших случаях (примерно раз в 100 лет) ТУКДНам везет, их постановку замечает какой-нибудь крутой продюсер и тогда в ТУКДН временно вкладывается деньги и он превращается в ТУКЕД. В целом жизнь ТУКДНом безденжна и безрадостна, поэтому большинство их участников к 30 годам разочаровывается в искусстве и приобретает другую «нормальную» профессию, к театру никакого отношения не имеющую.
Кто-то, возможно, подумает, что это хорошо… Как говорил Райкин - присоедини к балерине динамо-машину, пусть электричество стране дает. А то - что она зазря крутится вертиться, фуэте свое делает.
Однако, не надо забывать, что в ТУКДНах талантов не меньше, чем в ТУКЕДах. К сожалению, весь этот талант, сгубленный капиталистическим пренебрежением к театру (и не менее часто к кино, особенно к авторскому), пропадает зазря. В этом смысле грамотную политику ведет Квебек - там в талант вкладывают деньги и в результате талант приносит огромную славу стране (например, мюзикл «Нотр Дам де Пари», «Сирк дю Солей», Робер Лепаж и т.д.). В англоязычной Канаде же весь талант удачно смылся из своих провинций, чтобы его наконец-то заметили и дали денег на творчество. Из Торонто, например, бреющим полетом улетели в США такие граждане как Киану Ривз, Майк Майерс, Эрик МакКормак, Рассел Питерс (знаменитый канадский комик) и многие, многие другие. И в этом нет ничего удивительного: в Торонто, который только-только становится культурным городом, талант все еще очень часто крутит динамо-машину, вместо того, чтобы развиваться и творить на благо своего города, своей провинции, своей страны и всего мира.
Продолжение следует
Мюзикл - король Североамериканского театра
Фриндж, или Как Ленин определил судьбу советского театра
Театральная публика и откуда ж ей взяться в городе иммигрантов
Прочие виды театра, или Как испортить себе вкус
Канадский гений - Робер Лепаж...
toronto theatre,
theatre