ПАМЯТЬ
В Библии можно найти много фактов, связанных с проявлениями П., как чисто психологического явления, напр., воспоминание о полученном благодеянии (Быт 40.14) или забвение отцовских советов (Тов 6.16); но здесь нас интересует только религиозный смысл П., ее роль в отношении к Богу.
В Библии говорится о П. Бога о ч-ке и о П. ч-ка о Боге. Любое взаимное воспоминание предполагает прошлые события, при к-рых имелось некое взаимоотношение; и, восстанавливая в П. эти события, воспоминание приводит к возобновлению этих отношений. Именно так это происходит между Богом и Его народом. П., как ее понимает Библия, относится к встречам, происходившим в прошлом, при к-рых установился Союз-Завет. Напоминая об этих основоположных фактах, она укрепляет этот Союз и помогает переживать настоящее с интенсивностью присутствия, запечатленного в Союзе. Воспоминание здесь тем более обосновано, что речь идет о событиях исключительного значения, предрешавших будущее и даже уже заключавших его в себе. Только верная П. о прошлом может обеспечить правильное направление в будущем.
1. Возникновение воспоминания
а) Факты. - Самым первым событием является сотворение мира, знамение непрестанно являемое ч-ку, чтобы напоминать о Боге (Сир 42.15-43.33; Рим 1.20 сл). Сам ч-к есть нечто большее, чем знамение, он - образ Бога; оттого он и может помнить о Нем. Следовавшие затем союзы Бога с ч-ком (Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом) имели своим источником П. Божию: тогда Он вспоминал и обещал помощь (Быт 8.1; 9.15 слл; Исх 2.24; 2 Цар 7), чтобы спасать (Быт 19.29; Исх 6.5). Спасительным же событием, навсегда давшим направленность П. народа о Боге, является Пасха (Ос 13.4 слл).
б) Воспоминание о фактах. - Память располагает многими возможностями продлевать в настоящее действенность прошлого. Смысл евр. глагола зкр, в его различных формах, дает об этом нек-рое представление: помнить, вспоминать, упоминать, но также и хранить и призывать - все это акты, имеющие чрезвычайное значение в духовной и литургической жизни.
Призывание Имени неотделимо от воспоминания о Пасхе (Исх 20.2); начало Пасхи было положено именно тем, что Ягве открыл тайну Своего Имени (Исх 3), и в наше время спасение, испрашиваемое этим призыванием (Пс 19.8), понимается, как возобновление древних чудес (Пс 76; Иоил 3). В культе есть также некий мемориальный аспект, пробуждающий «память о Завете Его»; это излюбленное выражение священнического предания ясно показывает, что Бог вспоминает о Своем народе и что народ должен вспоминать своего Бога в циклических культовых обрядах (праздники, суббота) или в местах, где происходит их встреча (камень, жертвенник, ковчег, скиния, храм). Зиждущаяся на спасительных событиях молитва неизбежно творится в атмосфере благодарения, столь естественной при воспоминаниях пред лицом Божиим (Исх 15; Пс135).
Сохранение воспоминаний осуществляется передачей Слова, устной или письменной (Исх 12.25 слл; 17.14), в особенности в книгах 3акона (Исх 34.27; Втор 31.19 слл). Размышление о Законе становится т. обр. у верных коррелятивной формой воспоминания (Втор; Ис Нов 1.8); а это постоянное внимание прокладывает путь Премудрости (Притч 3. 1 слл). послушание заповедям является в конечном итоге подлинным выражением этой П. заключающейся в том, чтобы «хранить пути Ягве» (Пс 118; Прем 6.18; Ис 26.8).
2. Трагедия забвения. - Но именно здесь ч-ская П. оказывается немощной, тогда как Бог не забывает ни Своего Слова, ни Своего Имени (Иер 1.12; Иез 20.14). Несмотря на предупреждения Втор. (4.9; 8.11; 9.7): «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога Твоего… помни, не забудь…» - народ забывает Своего Бога и в этом его грех (Суд 8.34; Иер 2.13; Ос 2.15). По логике любви, Бог тогда как бы забывает жену неверную, чтобы этим несчастием побудить ее к возвращению (Ос 4.6; Мих 3.4; Иер 14.9). Действительно, всякое бедствие должно пробуждать в ч-ке П. о Боге (2 Пар 15.2 слл; Ос 2.9; 5.15). К этому присоединяется проповедь пророков, - многократное «напоминание» (Мих 6.3 слл; Иер 13.22-25), имеющее целью вновь привести ч-ское сердце в то состояние восприимчивости, при к-ром Бог может осуществить Свою Пасху (Иез 16.63; Втор 8.2 слл).
Раскаяние - одновременно воспоминание о грехах и призыв к П. Божией (Иез 16.61 слл; Неем 1.7 слл); Бог - П. К-рого есть П. любви - даруя прощение, вспоминаете Союзе со Своим народом (3 Цар 21.29; Иер 31.20) и предает грех забвению (Иер 31.34).
3. От воспоминания к ожиданию. - И вот в чем парадокс: Пасха, принадлежащая прошлому, предстоит в будущем. Народ вспоминает о всем, что Ягве сделал для него: прошлое служит доказательством верности Бога. Но настоящее приводит в уныние. Следовательно, в будущем, во времени «грядущем» исполнятся обетования, уже отчасти осуществленные. Верность и уныние открывают в сознании народа Божия перспективу решающих «последних времен». Такое живое понимание будущего через прошлое характерно для П. народа после возвращения из плена; произошла своего рода мутация. Воспоминание становится ожиданием, П. переходит в апокалиптическое видение. Типичный пример этому Иез. (40-48), за к-рым следуют Зах., Дан. и Ин. Богослов в Евангелии и Откр.
В плане общественном славное прошлое составляет среди нынешних скорбей залог освобождения (Ис 63.15-64.11; Пс 76; 78; 79; 88). В плане же личном, бедный, как будто забытый Богом (Пс 11.6; 12.2), должен, однако, сознавать, что Его любовь с ним (Ис 66.2; Пс 9.19). Испытания оживляют П. (1 Макк 2.51; Вар 4.27), дабы подготовить ее к новому событию (Ис 43.18 сл).
4. От присутствия к явлению
а) Когда «Ягве - там» (Иез 48.35; Мф 1.23), воспоминание совпадает с настоящим и становится свершением. П. об обетованиях и Союзе переходит в действие через пришествие Христа, в К-ром - полнота времен (2 Кор 1.20; Лк 1.54,72). В Нем трагедия обоих забвений разрешается возвращением ч-ка к Богу и Божиим прощением (Кол 3.13). Так как во Христе «Бог с нами». Бог, помнящий о ч-ке, ч-ку надо искать Бога не в прошлом, а в настоящем, во Христе (Ин 14.6 сл; 2 Кор 5.16 сл). И действительно, Иисус Христос - это Ч-к, окончательно присутствующий в Боге, и Бог, окончательно присутствующий в ч-ке. Через Христа-Священника мы имеем доступ к Отцу (Еф 2.18; Евр 10.19), и Дух Его вводит нас в общение с Ним (Рим 8.15 сл; 8.26 сл).
б) Но время еще не свершилось, и хотя Бог теперь присутствует в Союзе новом и вечном, ч-к часто отсутствует, т.е. забывает о Боге, и ему необходимо постоянно вспоминать о Нем. Поэтому Дух «напоминает» о тайне Христа, не как книга, но в личном свидетельстве живого Слова: в предании (Ин 14.26; 16.13). Дух осуществляет тайну Христа в Его Теле не как простое воспоминание, но в таинственной актуализации этого Тела, и воскресшего и пребывающего в мире (Лк 22.19 сл; 1 Кор 11.24 слл): в литургии. Это «воспроизведение» Пасхи, точно так же, как и в ВЗ, обращено к действию, к жизни: христианская П. заключается в том, чтобы «хранить пути Ягве», хранить Завет Господень, т.е. пребывать в любви (Ин 13.34; 15.10 слл; 1 Ин 3.24). Наконец, - последнее согласование ч-ской П. с П. Божией, - чем глубже Дух проникает жизнь хр-на, тем больше делает его бдительным, внимательным к «знамениям времен», свидетелем, через к-рого ясно является действенное присутствие Господа и открывается приближение Его пришествия (Откр 3.3; Флп 3.13 сл; 1 Фес 5.1-10).
JCo
См.: Авраам II 1 - время ВЗ I 2, II 1; НЗ II 3 - Евхаристия I 1, III 3, IV 2, V 2 - жертвенник 1 - камень 2 - культ ВЗ II, НЗ III 1 - Параклет 2 - Союз-Завет ВЗ 1, НЗ I