Усилие возрождения

May 02, 2012 10:16

Интервью с заведующей учебно-методическим отделом Свято-Филаретовского института Л.Ю. Мусиной

- Лариса Юрьевна, в чём принципиальная разница между  духовным и светским образованием - общим, средним, средне-специальным, высшим? В чём разница между образованием, которое получают люди в Свято-Филаретовском институте, и тем высшим профессиональным образованием, которое многие из нас уже имеют?

Л.Ю. Мусина: Наш институт может со стороны показаться уж очень, может быть, официальным учебным заведением и, коль скоро у нас есть кафедры, много учебных дисциплин, программ, а с 2009 года есть еще и возможность выдавать дипломы государственного образца, то в первую очередь возникают ассоциации с обретением профессии, тем более что теология действительно сейчас является одним из направлений высшего профессионального образования.



Во время сессии студентов-заочников, февраль 2012 г.Прагматическая сторона образования действительно очень важна. Сейчас на всех уровнях постоянно подчеркивается, что образование не должно быть абстрактным, что оно должно отвечать каким-то общественным потребностям, что в разных регионах эти потребности могут быть разными... Естественно, люди в первую очередь идут в вуз  за профессией. И это, как правило, люди молодые - существенно более молодые, чем наши студенты. Но тем не менее все понимают (и об этом многие пишут), что в образовании есть не только профессиональная, но и образовательная сторона. То есть помимо того, что образование даёт профессию, оно ещё и «образовывает» - или даже «образует», то есть формирует. К сожалению, часто в вузах отношение к этому совершенно формальное, унаследованное от советского времени. Особенно это касается гуманитарных специальностей.
Те, кто постарше, прекрасно помнят, чем были гуманитарные дисциплины в советское время. Это были сугубо идеологические курсы. И сейчас, когда наша страна только-только выбирается из того времени, мы можем уверенно сказать, что всем нам почти стопроцентно не хватает нормальной гуманитарной человеческой образованности - даже если мы не собираемся это использовать в профессии, даже если нам вообще уже ни к чему думать о каких-то новых профессиях. Этой «образующей» стороны нам всем не хватает. Поэтому мне кажется, что когда мы говорим о духовном образовании, мы прежде всего должны вспоминать о том историческом смысле, с которым наше братство связывает своё призвание, о том месте, которое мы понимаем как своё в церковной и общественной истории, - о служении возрождению, и образование - это как раз то, через что человек возрождается в первую очередь. Возрождение образования служит не только росту человеческой личности, но и формированию серьезной гуманистической среды. Конечно, это требует большого труда - но это напрямую связано с усилием возрождения, сделанным ради того, чтобы стать другими людьми, не теми, от кого никто ничего не ждёт....
Читать далее

методология, духовное образование, газета "кифа", сфи, л.ю. мусина

Previous post Next post
Up