Интервью с заведующей учебно-методическим отделом Свято-Филаретовского института Л.Ю. Мусиной
- Лариса Юрьевна, в чём принципиальная разница между духовным и светским образованием - общим, средним, средне-специальным, высшим? В чём разница между образованием, которое получают люди в Свято-Филаретовском институте, и тем высшим профессиональным образованием, которое многие из нас уже имеют?
Л.Ю. Мусина: Наш институт может со стороны показаться уж очень, может быть, официальным учебным заведением и, коль скоро у нас есть кафедры, много учебных дисциплин, программ, а с 2009 года есть еще и возможность выдавать дипломы государственного образца, то в первую очередь возникают ассоциации с обретением профессии, тем более что теология действительно сейчас является одним из направлений высшего профессионального образования.
Во время сессии студентов-заочников, февраль 2012 г.Прагматическая сторона образования действительно очень важна. Сейчас на всех уровнях постоянно подчеркивается, что образование не должно быть абстрактным, что оно должно отвечать каким-то общественным потребностям, что в разных регионах эти потребности могут быть разными... Естественно, люди в первую очередь идут в вуз за профессией. И это, как правило, люди молодые - существенно более молодые, чем наши студенты. Но тем не менее все понимают (и об этом многие пишут), что в образовании есть не только профессиональная, но и образовательная сторона. То есть помимо того, что образование даёт профессию, оно ещё и «образовывает» - или даже «образует», то есть формирует. К сожалению, часто в вузах отношение к этому совершенно формальное, унаследованное от советского времени. Особенно это касается гуманитарных специальностей.
Те, кто постарше, прекрасно помнят, чем были гуманитарные дисциплины в советское время. Это были сугубо идеологические курсы. И сейчас, когда наша страна только-только выбирается из того времени, мы можем уверенно сказать, что всем нам почти стопроцентно не хватает нормальной гуманитарной человеческой образованности - даже если мы не собираемся это использовать в профессии, даже если нам вообще уже ни к чему думать о каких-то новых профессиях. Этой «образующей» стороны нам всем не хватает. Поэтому мне кажется, что когда мы говорим о духовном образовании, мы прежде всего должны вспоминать о том историческом смысле, с которым наше братство связывает своё призвание, о том месте, которое мы понимаем как своё в церковной и общественной истории, - о служении возрождению, и образование - это как раз то, через что человек возрождается в первую очередь. Возрождение образования служит не только росту человеческой личности, но и формированию серьезной гуманистической среды. Конечно, это требует большого труда - но это напрямую связано с усилием возрождения, сделанным ради того, чтобы стать другими людьми, не теми, от кого никто ничего не ждёт....
Читать далее