Интервью с Александром Копировским, сопредседателем братства «Трезвение»
Св. Симеон Столпник (и брат, несущий ему пищу). Базальтовый барельеф рубежа V-VI вв. (фото с сайта: asketic-travel.livejournal.com) - Известно, что в этом году Преображенское братство особый акцент в своей жизни сделало на аскетике. В то же время от разных людей, в том числе и от некоторых архиереев, приходилось слышать, что в братстве и так очень сильны аскетические настроения. Это действительно так: ведь некоторые члены братства берут на себя, например, двухразовое питание, отказываются от мяса, что, в общем, традиционно для православия, но не слишком широко распространено. Почему вдруг появилась при этом необходимость еще дополнительно вместе об этом размышлять?
- Проблема в том, что мы порой относимся к аскетике как к набору неких действий, которые призваны ограничить человеческую плоть. Плоть же при этом, к сожалению, зачастую воспринимается только как тело. При этом забывают, что плоть - это и духовное понятие. «Плотской человек» - тот, кто не хочет духовного, независимо от того, что у него есть какие-то высокие душевные порывы.
К сожалению, с течением времени было забыто то, что ограничивать-то нужно плоть, а не только тело, и что для ограничения плоти нужно что-то делать еще в отношении души и духа. Иначе плоть оказывается чем-то враждебным душе и духу, а это чисто языческий подход, по которому всякая материя есть зло сама по себе. Ведь зла как такового, в смысле противления Богу, в язычестве нет, там все материальное и есть недуховное. К сожалению, такой взгляд как-то проник (я бы сказал, «заполз») в церковную среду. И вот, люди начинают «ломать» свою плоть, в лучшем случае - «дрессировать» ее как какое-то глупое животное...
...
И все-таки церковный народ обычно рассматривает аскетические усилия как нечто внешнее по отношению к себе. Отсюда пословицы типа: «Была кручина - будет и радость, был пост - будет и праздник». То есть пост совершенно очевидно отождествляется с кручиной. Почему возникает впечатление, что вот, мол, в Преображенском содружестве - сплошные аскеты? Именно поэтому. Да, относительно среднего уровня у нас внешние аскетические усилия могут показаться выше, ведь большинство обычных прихожан знают ограничения меню в Великий пост и еще, дай Бог, в остальные три поста и по средам и пятницам, плюс земные поклоны в тот же пост. И когда они слышат, что люди решились на сухой закон, на двухразовое питание независимо от времени поста, да еще что некоторые берут обет безбрачия (точнее, целомудренного служения Богу и Церкви), то это им кажется запредельным! А это вовсе не запредельно, если смотреть вглубь. Относительно же аскетики, известной в истории церкви, это вообще детский сад. Мне вспоминается, как некоторые наши братчики захотели попоститься в Великий пост строго по Уставу и попросили у о. Георгия благословения, а он, конечно, сразу их с удовольствием благословил. Когда они после этого открыли Устав, то прочитали там, что первые четыре дня вообще почти ничего есть нельзя. Были там и другие вещи, в обычных условиях для человека, который живет далеко от храма, должен сам себе готовить еду и при этом ходить на работу, неисполнимые в принципе. В результате, хотя эти люди, конечно, сильно приуныли, но сразу избавились от представления, что они могут вести аскетическую жизнь «по правилам».
Поэтому что бы кто ни говорил, будут ли нас хвалить за аскетику или ругать, к этому надо относиться, как отцы-аскеты советовали: если тебя волнует мнение людей о себе, пойди на кладбище и ругай покойников, потом вернись и скажи, как они реагируют. Молчат? Ну, пойди, похвали их. Тоже молчат? Вот и ты точно так же: ругают ли тебя, хвалят ли тебя, не реагируй. Потому что в аскетике важны плоды, а не сам факт аскетических усилий. Этот «факт» может привести ровно к обратным вещам: к гордыне или унынию, которые, как известно, родные сестры. У нас, на самом деле - очевидный недостаток аскетических усилий, даже чисто внешних. Мы плохо постимся не потому, что не дотягиваем до Устава, а потому что мы непоследовательны - раз, и мало смотрим на плоды - два. Плохо над собой работаем. Написали диктант, получили тройку - ну и ладно, государственная оценка. А надо посидеть, поработать над ошибками, выучить правила, тогда будет результат. Если такой работы нет, это то же, что нагревать печку при открытой форточке.
Есть и еще одна проблема.
Аскетика стала, к сожалению, абсолютно индивидуальной, тогда как даже пустынническая аскетика - это всё-таки, как правило, аскетика многих людей, собравшихся в монастырь, в пустыню, в аскетериум (то есть в отдельную комнату), где они делают общее дело. Развившаяся ныне индивидуализация - это общецерковная проблема. Каждый мучает себя как может, при этом - не глядя на плоды и не глядя на брата.
Апостол Павел говорит: «Если пища вводит брата моего в соблазн, ни за что не буду есть мяса вовек, чтобы брата моего не соблазнить (1Кор 8:13)». Здесь имеется в виду не обычное мясо, а жертвенное, что тоже, кстати, существенно, но все-таки самый важный момент - посмотреть на брата...
Прочитать всё интервью можно здесь. А ещё, кстати, на сайте СМБ открыта Интернет-конференция
"Кто не пьет, тот не православный": развенчание мифа, где можно задать вопросы сопредседателям братства "Трезвение".