К 50-летию священнослужения о. Павла Адельгейма

Aug 27, 2009 09:42


Когда год назад мы поздравляли о. Павла с 70-летием, среди откликов на многочисленные публикации в СМИ, посвященные юбилею священника, был и такой: «Неужели отцу Павлу только 70? Ведь столько эпох на своём веку пережил! А теперь он и сам эпоха. Кого будут вспоминать те, кто станет писать российскую церковную историю в мрачные нулевые? Его вспомнят, говоря литургическим языком, «В первых...». [ 1 ]

«До костей, до души обнажённые»


Священник Павел Адельгейм у себя дома. Фото: Анна Шишова23 августа 1959 года архиепископ Ермоген Голубев рукоположил Павла Адельгейма для священнослужения в Ташкентском кафедральном соборе. Спустя шесть лет он был назначен настоятелем Никольской церкви в Кагане (Бухара). Плачевное, а, вернее, аварийное состояние храма подвигло батюшку отстроить его заново. Дело по тем временам, в конце 1960-х, неслыханное и невиданное, а с точки зрения властей - непростительное.

«Был бы человек, а статья найдется», - говорили тогда. При обыске нашелся и «компромат»: запрещенная литература, старая пишущая машинка, дедовская сабля (хранение холодного оружия!). «Обвиняли в том, что писал антисоветские стихи и приписывал их известным поэтам, - рассказывает батюшка. - Вот, к примеру, написал «Реквием» и приписал Анне Ахматовой…» Теперь по этому поводу можно и улыбнуться, пусть не без горечи, а тогда дело обернулось приговором, трехлетним лагерным сроком и пожизненной инвалидностью. И еще - памятью, оставшейся и в лагерных стихах тоже:

За заборами,
За запорами,
За собачьими злыми сворами
Погребённые,
Прокажённые,
До костей, до души обнажённые,
Дни и ночи
Мы волочим,
Словно цепи... Нету мочи.
Ни просвета,
Ни привета.
Смерти нет. И жизни нету. [ 2 ]

Потом реабилитировали. И батюшку, и его расстрелянных деда и отца, и приговоренную по «антисоветской» статье мать. [ 3 ]

И сейчас, когда слышу победные реляции о десятках и сотнях восстановленных монастырей и храмов, вспоминается тот, в Кагане, и на ум приходит евангельская история о том, как Иисус смотрел на опускающих деньги в сокровищницу храма: «…Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». (Мк. 12, 41-44.)

За возрождение храмов в наше время жалуют орденами и почестями, а тогда «наградой» был срок. В жизни о. Павла, которого теперь по праву почитают как исповедника веры, отразилась, как в зеркале, история и страны, и церкви, которая сейчас, обласканная государством, переживает, может быть, самое сложное и опасное время новой своей истории.

Об опасности новых соблазнов говорил, еще до избрания Патриархом, и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Конечно, прав о. Александр Ельчанинов, что всякое гонение очищает церковь. Во времена римских императоров, которые гнали христианство, церковь была не такой уж большой, но очищенной горнилом гонений. А трудности в церковной жизни возникли именно тогда, когда гонения прекратились, и в церковь, по благословению императора и высшей власти, хлынули чиновники, аристократы, военачальники. Церковная карьера стала восприниматься как карьера светская…» [ 4 ]

Подобные размышления и стали содержанием нашей с отцом Павлом беседы в канун полувекового юбилея его священнослужения.

о. павел адельгейм, исповедники, церковь, вера

Previous post Next post
Up