Какая, однако, интересная Интернет-конференция получилась...

Apr 18, 2011 20:53

Интернет-конференция проходила на сайте СМБ («Все мне позволительно, но не все полезно»: зачем нам пост и воздержание?). Отвечать на вопросы должен был проф. А.М. Копировский.
Но!
Он не стал на них отвечать!

А.М. Копировский

Дорогие братья и сестры, обратившиеся ко мне с «постными» вопросами в Интернет-конференции!
Отвечаю сразу всем, а не по отдельности на каждый вопрос, поскольку эта конференция пройдет не по обычному сценарию. Причина - в самих ваших вопросах, которые, сразу скажу, мне не под силу.

Прочитав их, я вначале заунывал (что и вообще нехорошо, а в во время Великого поста особенно). С одной стороны, они не совсем по теме, предложенной для конференции. Напомню: предполагалось поговорить о том, что не все полезно даже из позволительного, главный же вопрос о посте и воздержании был - «зачем»? А с другой…

Ну, посудите сами: удобно ли мне, сопредседателю братства «Трезвение», которое объединило людей, борющихся с так называемыми химическими зависимостями у себя или ближних, рассуждать на столь глобальные темы как погружение в глубины собственной души, устроение своей духовной жизни по время и после поста, проблемы проведения братских собраний с максимальным эффектом, без напрасной траты сил и времени, и т.д., и т.п.? Одно дело, когда речь идет о конкретной ситуации с отдельным человеком, группой, общиной, даже братством. Но «в мировом масштабе» - не знаю…

Потом я вспомнил слова митр. Антония Сурожского, который рекомендовал при ответах на подобные вопросы оговариваться, что ответ будет «от головы», т.е. из книг, из чужого или, в крайнем случае, личного опыта, и что он, ни в коей мере, не может быть советом. Это обрадовало, и я решил было так и поступить. Но страшная мысль закралась мне в голову: а велика ли будет ценность таких ответов? Разве этого от меня ждут? Очевидно - нет.

Тогда стало понятно, что нужно звать на помощь. И она пришла: в лице переживающего плотские немощи, т.е. попросту - болящего, даже находящегося в больнице, о. Иоанна Привалова, который мужественно согласился лечь на эту амбразуру. Ему я и передаю слово.

А теперь слово о. Иоанну Привалову

Я впервые выступаю ответчиком на вопросы, заданные на Интернет-конференции. Александр Михайлович попросил ответить меня, посчитал, что здесь, в основном, пастырские вопросы.

Но, поскольку я сейчас сам нахожусь в больничных условиях, то считаю, что больной человек имеет право немножко побрюзжать. Я прочитал все вопросы и в числе отвечающих встретил имена хороших знакомых, близких и дорогих людей. И я подумал, что задаются вопросы, в которых нет дыхания жизни, т.е. человек вполне может прожить, не получив ответ на эти вопросы. Может быть, это следствие общения в Интернет-пространстве, в котором я практически не живу, потому что, мне кажется, что в нем очень много мусора. Я иногда захожу на разные форумы - там обсуждаются разные темы - мне это напоминает стружку, которая завивается вокруг пустоты, вокруг самой себя, такие бесконечные разговоры, которые ни к чему не приводят.  Вот такое предисловие, вот такое брюзжание.


Еще хотел бы сказать об общем понимании поста: я уже двадцать два года являюсь православным человеком, христианином. И не могу сказать, что я преуспел в посте. У меня был период более строго отношения к посту, в частности, под влиянием беседников, когда было строгое воздержание от того или иного вида пищи. Но были и другие периоды жизни, когда, например, выходя из больницы, в том числе, во время Великого Поста, я не имел возможности поститься. И даже, в каком-то смысле, не считал нужным как раз такой внешний пост держать. Для меня важнее было проживать то, что мне дано Богом.

Мне кажется, что Великий пост отличается, прежде всего, тем, что это пост вместе со Христом. Это пост Христа в нас. Как апостол Павел говорит: «И живу больше не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Не хотел бы выглядеть человеком, который считает «не нужен этот пост» или «этот пост не самый главный», потому что в Евангелии мы читаем: учеников просили избавить мальчика от бесов, и у них ничего не получилось, и с этим справился Христос. И когда ученики спросили Христа: «Почему Тебе удалось, а нам нет?» Христос сказал: «Этот же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Пост нужен, поскольку рядом с нами есть люди, нуждающиеся в помощи, поддержке. При том, что бывают настолько очевидными эти боли, эти болезни, эти страдания, что никакое человеческое милосердие не способно утолить этой жажды, этого голода. Здесь может быть только одна сила - благодать Божья, благодать Христова. Только она может изгонять бесов и возвращать зрение слепым, слух глухим, снимать косноязычие. Для этого мы должны быть так настроены, чтобы «невозможное человекам» стало возможно Богу (Мф. 19:26). Т.е. хотим мы или нет, мы выступаем посредниками. Да, слова Писания говорят, что есть только один посредник между небом и землей - Господь наш Иисус Христос. И правильно, и мы на этом всем стоим. Но христиане, собранные во Христе, в каком-то смысле тоже становятся посредниками в Едином Посреднике. И поэтому наша собранность во Христе открывает возможность благодати Святого Духа приходить и совершать чудесное действие, освобождая людей, что требует полной концентрации. И молитва, и пост в данном случае понимаются как полная передача себя в руки Божьи, как полная сосредоточенность на этом действии и соучастие в нем.

Мне кажется, что для христианского измерения поста нужно войти в этот пост так же, как нужно войти в служение Христа, в послушание Христа.

Апостол Павел говорит филиппийцам: «Имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Но как их иметь? Только через приобщение, только через общение со Христом нам это удаётся. Т.е. находясь по Его влиянием, через общение с Ним, в нас действительно происходит преображение мыслей, ума, сердца, души, воли - всего. Также и Его пост, который Он нес ради нас. И пост внешний, который был сразу же после крещения, и вообще все Его служение - это был тоже пост как некое ограничение. Он же не творил воли Своей, Он же так и говорил: «Не творю воли Моей, но воли Пославшего Меня» (Ин. 5:30). Поэтом, Его пост может стать моим постом. Мой опыт может быть опытом такого поста. Я считаю себя человеком не волевым, не умеющим владеть собой, обладать собой. Но я могу сказать, что меня всегда выручало упование на Господа, что Он совершает свою работу во мне, а я только к ней присоединяюсь. Так что давайте, говоря о христианском посте, церковном посте, не забывать про Христа.

Соответственно, пост церковный не может быть только индивидуальным делом, он всегда и личный, и соборный. Я думаю, что мне не хватило в этих вопросах как раз какой-то высоты. Можно ли делать то или это, как быть с супружеским воздержанием или чего есть, чего не есть, - мне кажется, что это вопросы все важные, но они без  соотношения с высшим, единым на потребу, просто теряют всякий смысл. Делать мне это или не делать - да пожалуйста, как хотите, потому как это не касается ничего высшего. Вся жизнь человека должна быть как-то соотнесена с высшим. Я думаю, что сегодня, размышляя о каких-то духовных моментах поста, можно сказать: самое главное, чего нам не хватает в нашей церковной и личной жизни - соотнесенности со Христом, а одно только это нужно.

Ну, а теперь можно попробовать перейти к конкретным вопросам.

А сами вопросы и ответы ТУТ
:))

аскеза, интернет-конференция, о. иоанн привалов, александр копировский, преображенское братство, аскетика, пост

Previous post Next post
Up