Второе воскресенье по Пятидесятнице в нашем Православном календаре - «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших» (так, в соответствии с решением Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 годов, праздник назывался до недавнего времени). Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.
Назидательна история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно 17 июля (по старому стилю), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси - святого князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил её текст, очевидно, в середине XVI века). Известно два её издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же, 1786 году) [2].
[Spoiler (click to open)] Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошёл в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, не зря посылаемые Богом возгордившейся могущественной стране и терявшей авторитет государственной синодальной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь глобальная катастрофа 1917 года заставила всерьёз обратиться к помощи Свыше.
Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед профессор Петроградского университета академик Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.
7/20 августа 1918 года [3] на Соборе прозвучал его знаменательный доклад «О восстановлении празднования в первое воскресенье Петровского поста всех святых новых чудотворцев российских». В пользу своей инициативы он приводит три основных аргумента. Во-первых, многие русские святые ещё не прославлены, но почитаются народом. «Это народное почитание, не удовлетворяющееся одним заупокойным молением, нашло бы себе выход, прибегая к молитвенной помощи святых». Во-вторых, этого требуют начавшиеся гонения: «В наше смутное время возобновились гонения на Церковь, и она вновь обагрилась кровию мучеников. В Древней Церкви мученичество само по себе достаточно для причтения к лику святых. Мы отошли от этой практики, но не можем не благоговеть пред нашими великими современниками, которые доказали, что современная Россия способна производить не только смрадные продукты разложения, но и благовонные цветы верности до смерти Христу и Его заповедям. И мы будем в состоянии выразить нашу любовь и усердие к ним, чествуя их вместе со всеми святыми, прославленными в Российской земле». (Ответом на эти провиденциальные слова стало прославление уже в наши дни сонма Новомучеников и Исповедников Российских.) В-третьих, этот праздник «будет малым напоминанием о великой единой России и Российской Церкви, созданной подвигами её святых и не сохранённой нашим грешным поколением».
В своем докладе Борис Тураев особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба <этому празднику> нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной её окраине и даже за пределами её в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <…> В наше скорбное время, когда единая Русь снова разорвана, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, - представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник: да напоминает он и нам, и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви, и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха» [4].
Вскоре, 13/26 августа (деяние 150-е), в день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона, последовало «Определение Всероссийского Поместного Церковного Собора от 13(26) августа 1918 года. О восстановлении празднования дня памяти всех святых Российских. 1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти всех святых Русских. 2. Празднование это совершается в первое Воскресенье Петровского поста».
Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать своего рода вторым храмовым праздником для всех православных церквей в России.
Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введён заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований Христианства за всю его девятнадцативековую историю. Характерно, что и содержание его, как предлагал Борис Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси-России, при этом - не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить прошлое и извлечь из него уроки для созидания Православной Церкви в новых условиях.
Составителями текстов службы стали сам Борис Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, а также иеромонах Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 году. Позднее текст службы дополнялся; в работе принимали участие митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх (ему принадлежит тропарь), священник Сергий Дурылин и другие.
Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 года и до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году [5].
После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX века текст службы в виде скромной брошюры был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников [6] (по заданию советских властей эту «правку» ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский). Лишь в 1995 году была издана отдельной книгой «Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим». В качестве предисловия в неё вошла и статья епископа Афанасия (Сахарова) (см. описание ниже в библиографическом разделе). Хотя это наше торжество продолжает тему последнего праздника Цветной Триоди (Неделя Всех Святых), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 году текст службы Всем Российским Святым включили в дополненное издание Майской Минеи (ч. 3).
Литература: Спасский И. Первая служба всем Русским Святым и её автор // ЖМП. 1949. № 8; Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых в земле Русской просиявших и о службе на сей праздник // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 91-101. Характерные особенности русской святости описывает книга: Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. Об инициаторе восстановления праздника см.: Рубан Ю. Историк - агиограф - чтец. (К 90-летию со дня кончины Бориса Александровича Тураева) // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2010. - № 6-7 (125). С. 22-23; https://ru.wikipedia.org/wiki/Собор_всех_святых,_в_земле_Русской_просиявших (с подробными библиографическими указаниями), а также другие материалы в интернете.
Примечания
* В несколько сокращённом виде статью можно найти на некоторых православных сайтах, но «почему-то» (?) без имени автора.
[1] См. притчу о сеятеле: Мф. 13, Мк. 4, Лк. 8.
[2] См.: Каталог белорусских кириллических изданий конца XVII - XVIII вв. Вып. 3. СПб., 1993. № 90, 91 (с. 58-59). Причем, в обоих изданиях указано, что это сделано «с преждепечатанной в Кракове». Краковское издание найти не удалось (вероятно, его и не было: дипломатический ход православных печатников для легализации своего начинания). Хорошая тема для статьи или диссертации.
[3] Деяние 146-е, председатель: митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий).
[4] Цит. по: Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-18 гг. Обзор деяний. Третья сессия / Сост. А. Г. Кравецкий и Гюнтер Шульц. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. С. 183-185.
[5] См. о нём: Ученые записки Российского Православного университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 188-194.
[6] Разумеется, в советское время в храмах не могли звучать такие песнопения, как например, 4-й тропарь 9-й песни канона Утрени: «О, паче слова и превыше похвал новых страстотерпцев подвига! Злобу убо лютых отступников и наглое иудейское неистовство претерпеша, веру Христову противу учений мира сего, яко щит, держаще и нам образ терпения и злострадания достойно являюще».