Сергей Иосифович Фудель (1901-1977) - духовный писатель, литературовед, переводчик, ещё не прославленный исповедник веры, оставивший свидетельства о многих выдающихся церковных деятелях, древних и новых святых, многих их которых он знал лично. Его книги - один из немногих путеводителей по православной церковной традиции, которую последовательно разрушала советская власть.
Сергей Иосифович Фудель родился 31 декабря 1900 года (по новому стилю - 13 января 1901) в семье известного московского протоиерея Иосифа Фуделя, священника Бутырской тюрьмы. Отец Иосиф заботой и вниманием сумел завоевать сердца заключённых. Одновременно он был и духовным пастырем московской интеллигенции. Среди его знакомых были отец Павел Флоренский, философы Константин Леонтьев, Василий Розанов и другие. Отец Иосиф близко знал старцев Оптиной и Зосимовой пустыней. Естественно, что круг общения отца повлиял на мировоззрение сына.
Сергей Фудель окончил 5-ю московскую гимназию, потом учился на историко-филологическом отделении Московского университета и отделении русского языка и литературы Московского Военно-педагогического института, посещал заседания Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. В 1922 году Нектарий Оптинский благословил Сергея на путь священства, но тот не решился исполнить благословение старца, о чём впоследствии горько сожалел. В этом же году он был арестован на три года за активную борьбу с обновленчеством и отправлен по этапу в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар). Там, на квартире будущего исповедника веры епископа
Афанасия (Сахарова), состоялось его венчание с Верой Максимовной Сытиной. Исповеднический период жизни в тюрьмах, лагерях и ссылках оказался для
Сергея Фуделя временем непосредственного приобщения к духовному опыту подвижников веры XX века. Он общается с митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Фаддеем (Успенским), епископом Николаем (Добронравовым).
В 1933 году - новый арест;
Сергей Фудель попадает в лагерь на лесозаготовки близ города Вельска Архангельской области. По причине крайней немощи Фуделя определили в «смертный барак». От голодной смерти спасла приехавшая к нему жена.
С 1936 года
Сергей Фудель с семьёй жил в Загорске (ныне Сергиев Посад), близ Троице-Сергиевой Лавры, работал бухгалтером и принимал активное участие в жизни «катакомбной общины» архимандрита Серафима (Битюгова), некоторое время скрывавшегося в их доме и ставшим духовником семьи.
В третий раз
Сергей Фудель был арестован в Москве в 1946 году, после войны, которую прошёл рядовым охраны воинских грузов. Главными обвиняемыми тогда стали катакомбные священники - Владимир Криволуцкий и Алексий Габрияник, находившие приют в доме Фуделей. Сергей Иосифович был отправлен по этапу в Минусинск, затем - в село Большой Улуй Красноярского края. Только к 1953 году ему удалось найти работу счетовода в городе Усмань Липецкой области и купить одну треть ветхого домика. К шестидесяти годам он был надорван постоянной нуждой и нездоровьем, но именно в этот период начинается литературная деятельность Сергея Иосифовича. Он пишет «Моим детям и друзьям», «Воспоминания», «Путь отцов», «Церковь верных», «Свет Церкви» и другие книги. Эти работы получили высокую оценку исповедников веры епископа
Афанасия (Сахарова), схиархимандрита Андроника (Лукаша),
архимандрита Тавриона (Батозского). Книги Фуделя любил
Александр Солженицын.
В 1962 году
Сергей Фудель по приглашению епископа
Афанасия (Сахарова) с семьёй переехал в Покров, где служил псаломщиком в храме, а также выполнял переводы для Издательского отдела Московской патриархии, так как владел семью иностранными языками. В Покрове написано большинство его сочинений: «Наследство Достоевского», «Записки о литургии и Церкви», «Славянофильство и Церковь», «У стен Церкви». В 1970-е годы его работы получили широкое распространение в самиздате. Одним из их распространителей был Николай Евграфович Пестов.
Сергей Фудель скончался 7 марта 1977 года. Тяжёлое предсмертное заболевание он переносил с безграничным терпением. Утром 9 марта с первой электричкой и автобусами приехало около сотни человек. После отпевания открыли двери храма, и провожающие запели на весь город, сначала стоя у входа, а затем медленно шествуя по главной улице вслед за машиной с гробом. На отпевании священник храма отец Андрей уподобил
Сергея Иосифовича Фуделя мученикам, о которых говорится в Апокалипсисе: «Это те, которые пришли от великой скорби…». Дочь писателя Мария Желновакова позже вспоминала: «Было очень много народа. Но, странно, всеми владело не горе, а радость… Хотелось прямо здесь, на кладбище, запеть Пасху…»
Источник:
https://psmb.ru/ Другие материалы по теме:
https://gazetakifa.ru/