Руководитель Методического центра по миссии и катехизации при СФИ, магистр богословия Владимир Иванович Якунцев отвечает на вопросы Интернет-конференции
«Царство Небесное силою берется»: подвиг в жизни современного христианина
Мария, Тула
Владимир Иванович, не так давно в разговоре я услышала такое примерно истолкование слов «Возьми крест свой и следуй за Мной»: речь идет о том, что мы со всеми своими проблемами (семья, возраст, здоровье, работа, характер и т.д. и т.п.) должны идти за Христом. Крест заключается в том грузе проблем, который мы несем на этом пути. Хотелось бы услышать Ваше мнение - в этом ли наш крест, в этом ли - подвиг? Или речь идет о другом?
Спасибо.
Ответ В.И. Якунцева: На вопрос Марии однозначно ответить сложно, потому что важна конкретизация слов «идти за Христом». В этом вопросе я угадываю достаточно распространенное мнение, что вообще все трудности, все проблемы человека - это его жизненный крест, а следование за Христом - это скорее некоторое намерение, некоторое сочувствие Христу, не более. И, собственно, если «человек страдает, то он уже несет крест, что с него еще требовать». Но тут нужны пояснения, причем, существенные. В каком-то смысле все люди несут крест, но не все люди несут Христов крест. Вот в чем проблема. Конечно, Голгофа может быть образом для всей нашей жизни. Все люди, кроме Христа, грешники, а значит - разбойники, следовательно, они ее достойны («… ибо достойное по делам нашим получаем» Лк 23, 41). Но, все-таки, разбойники-то были разные. Все они были на кресте, но не для всех крест стал спасительным. И семья, и возраст, и здоровье, и работа, и характер - могут быть частью христианского крестоношения при условии, если человек действительно следует за Христом, т.е. исполняет свое призвание, служит тем даром Духа, который ему дан от Бога. Только в этом случае крест действительно спасителен, а значит он радостотворен, потому что тогда он связан с опытом Пасхи. Только в этом случае крест человека оживляет, оживотворяет, то есть через него человек приобщается к опыту Воскресения. Во всех остальных случаях скорби житейской жизни, ее несовершенства и т.д. приносят человеку страдания, тяжесть, но они не связаны с пасхальным опытом, и поэтому чаще всего человека они подавляют, а то и разрушают. Поэтому опыт Пасхи является критерием того, подлинный ли крест или нет, Христов ли это крест или нет. Поэтому подлинный христианский подвиг связан именно с участием в Христовом Крестоношении, т.е. в целожизненном исполнении своего христианского призвания.
А вырастает проблема искаженного восприятия крестоношения из следующего. Дело в том, что в православном церковном сознании из-за ненаученности расходятся, как правило, четыре важнейшие вещи, посредством которых Иисус осуществил спасение мира и каждого из нас: во-первых, это Его жизнь, во-вторых - Его Учение, в-третьих - Крест, и, в-четвертых, - Воскресение. Поэтому многие, например, из этих четырех вещей воспринимают только Крест, т.е. считают, что Христос спас нас именно своими страданиями, а из этого прямой вывод, что сами трудности, сами страдания - уже спасительны. Кто-то, но таких людей меньше, делает акцент на Воскресении, и считает, что собственно опыт Воскресения это и есть единая точка христианства - его начало и конец. Из этого тоже делается прямой вывод, что надо радоваться и веселиться, что всякая радость, какая бы она не была, уже является признаком Божьего присутствия. А это не так. Гораздо меньше людей, которые понимают, что Крест и Воскресение Христово являются прямым следствием Его жизни и Его учения. Т.е. крест Христовым становится только в том случае, если мы учимся у Христа, подражаем Ему. Только тогда человек действительно приобщается к Пасхальному опыту, т.е. к опыту, когда смерть и страдания становятся путем к Жизни вечной. И это серьезная проблема, иногда очень болезненная - существование таких редукций в церковном сознании. По моим наблюдениям в подавляющем большинстве случаев люди, которые называют себя христианами, воспринимают Крест и Воскресение, но при этом совершенно не ставят перед собой задачи подражать Христу и следовать Его учению в своей жизни.
Читать далее