20 июля - день памяти четырех русских мучеников: Марии (Скобцовой), священника Дмитрия Клепинина, диакона Юрия Скобцова, Ильи Фондаминского, погибших в фашистских концлагерях и канонизированных совместно в 2004 году
В этот день предлагаем вспомнить письмо Юры Скобцова из пересыльной тюрьмы Compiegne. Оно написано в день Преображения Господня 19 августа 1943 г.
Письмо Юры Скобцова родным
19. VIII. 1943 г.
Папе и бабушке от Юры.
Дорогие мои, любимые мои, папа и Басенька! Пьянов имел в прошлую среду свидание. Думаю, что если бы и вы приехали, то и вас (бы) допустили. Во всяком случае, немедленно напишите коменданту, прося его разрешения свидания, мотивируя, что я уже в Compiegne 6 месяцев. Спросите Пьянову все детали о том, как пропускают в лагерь. Узнайте, когда следующий день свиданий, и, даже если не успеете получить разрешения, то все же приезжайте, т.к. многим дали разрешение здесь. Мне бы хотелось видеть бабушку, Жана и папу. Привезите с собой посылку, ибо она не входит в счет, напишите также письмо, а то впопыхах не успеем обо всем переговорить. Главное, привезите мне мою Библию на фр. языке с переводом Abbe Crampon. Она мне необходима для занятий, т.к. в ней важные сноски и комментарии, а главное, - таблица хронологическая на Ветхий Завет. Мне также нужен мой служебник (красного цвета), Литургия Иоанна Златоуста. Мне кажется, что он остался в церкви, а если не найдете, купите на Сергиевском Подворье или пусть К.В. попросит Струве мне поискать. Нас на днях всех зарегистрировали, чтобы зачислить в армию Власова, если так, то я предпочту остаться в Compiegne, чем быть отосланным в Германию на работы. Спасибо за книгу немецкого языка, но мне не хочется учить этот язык, и, если я хотел, то давно уже бы говорил, впрочем уже понимаю прилично. Учил меня один унтер-офицер, выводил по одному делу за пределы лагеря, было очень приятно посмотреть на нормальную жизнь, а то казалось, что все кончилось. Этот унтер говорил по-русски и выводил меня специально, чтобы сделать приятное.
Вообще, я не испытываю никакой ненависти к ним, хотя они мне чужды и неприятны, вернее, есть отдельные неплохие парни, а в общем, грубы.
Как наша Мусенька ? Все время о ней думаю. Не надо огорчаться, что уже не осталось друзей, зато (в тех) кто есть, мы можем быть уверенны, и принять до конца. У нас вчера было спортивное состязание, матч бокса, музыка и бой быков (быки из двух столов, покрытых одеялами). Было страшно весело, музыка играла из «Carmen», «Toreador», и я вспомнил оперу. Мы, по правде говоря, (кроме Димы) друг другу немного надоели. Пьянов стал страшно ласковым, трогательным. Сегодня 19.VIII, у нас было две литургии, раннюю служил Соболев, а я псаломчествовал, т.к. другие певцы спали в ожидании второй.
Христос с вами. Крепко целую. Надеюсь до скорого Ваш Юра. Выразите мое соболезнование Софье Вениаминовне.