День Святой Троицы

Jun 04, 2017 16:57

Проповедь

Свящ. Георгий Кочетков
Нам нужно обновление духовных даров
День Святой Троицы Проповедь на Вечерне 18 июня 2005 г.

Наконец-то мы с вами достигли, дорогие братья и сестры, святой Пятидесятницы. Прошло семь недель после Пасхи, закончился тот особый период, когда мы вспоминали Христа Воскресшего и когда мы вспоминали Христа Вознесшегося во Славу Отчую. Мы начинаем вспоминать исполнение, через ниспослание Святого Духа Божьего, тех обетовании, тех обещаний, которые дал Христос перед Своими страданиями, утешая Своих учеников тем, что должно Ему уйти, иначе не придет к ним Утешитель, Святой Дух, Который должен напомнить им все.


Сначала для апостолов это было не очень большим утешением, но постепенно, как раз ко дню сошествия Святого Духа, они укрепились. Если во время между Вознесением и Пятидесятницей они хоть и имели благодать, но имели еще и страх в сердцах своих - страх перед гонениями, страх перед лишениями, страх перед своим собственным человеческим несовершенством, - то ко дню Пятидесятницы они как бы созрели для того, чтобы открыть свои сердца, чтобы получить и удержать тот величайший Дар свыше, который говорил, что им надо делать в жизни, который наполнял их предчувствием, предвкушением вечной Жизни в Небесном Царстве. Дух Святой нисходит - и рождается Церковь. Дух Святой нисходит - и Христос через это пребывает посреди апостолов, в них самих и между ними. Дух Святой нисходит - и путь к Отцу Небесному открыт. А разве Христос приходил к нам не ради того, чтобы открыть нам этот путь? Разве не откровение Небесного Отца находилось и находится в центре миссии Христа?

[Spoiler (click to open)]

"Без веры невозможно угодить Богу". Ветхий Завет настолько обветшал ко временам пришествия Христа, что прежде бывших веры .и откровения людям Божьим было уже недостаточно. Христос Сам обновляет веру и жизнь людей. Он, обетованный Мессия, Сам исполняет пророчества и Сам действует в Народе Божьем. Все теперь получают пророческий дар. То, о чем великий Моисей мог лишь мечтать, наконец исполняется в Христовой Церкви, которая становится на грани между этим миром и этой историей - и миром иным, высшим, и метаисторией. В новозаветной Церкви начинает течь особое время, которое измеряет собою степень экзистенции её членов, степень экзистенциальнос-ти их жизни, как бы степень самой их живости и готовности перед лицом Божьим. Ведь, что греха таить, многие люди лишь делают вид, что они живы, а на самом деле жизни в них почти нет. Но каждый христианин должен являть собою именно эту жизнь. Он должен жить в Церкви, чтобы и внешним людям можно было воспользоваться дарами Христа и Святого Духа.

Конечно, великий Дар свыше преломляется в каждом человеке особым образом. И, отвечая Богу на новый зов, люди понимают, что для них лично и для всех вместе это означает подвиг. Хотя не все мы способны на духовные подвиги, но хотя бы на маленькие духовные подвижки мы бываем способны все. Если же в нас ничего не движется, если мы бездвижны, то мы и бездуховны. Когда нам хочется сказать: "Остановись, мгновение!", Христос уже не посреди нас, рядом с нами искуситель.

Христианину следует отвечать на Божий призыв подвигом новой жизни, подвигом жизни в новом времени и новом пространстве, в новой любви и новой вере, в новой надежде и новой свободе, в обновлении истины и духа. Людям свойственно страшиться всякого подвига, тем более подвига духовного. Если даже телесный подвиг вызывает страх, то насколько больший страх вызывает подвиг духовный! Ведь он всегда связан с существенной жертвой, с воплощением любви, и без этой благодати он может оказаться фальшивым, "дутым", сконструированным, изобретенным плодом идеологического внушения.

Если христианин свободен, то он должен приносить Богу духовные плоды. Бесплодная, пустоцветная жизнь - не христианская жизнь. Господь Сам распределяет Свои дары, Он Сам с Даром Духа дает нам призвание, и наше дело лишь последовать за Господом, довериться Ему, наше дело лишь согласиться и совершить то, что предначертано нам сделать.

Последние три субботы я пространно говорил вам о той харизме, носителем которой ощущает себя наше братство, будучи частью Церкви. Нам очень важно то, что это лишь одна из харизм, как все мы это хорошо понимаем. Вне нашего братства есть в Церкви и другие харизмы, другие дары Духа, не менее святые. Нам очень важно понимать, что мы не "параллельная церковь", что мы не пытаемся в себе взрастить всю полноту даров и плодов Духа, как в равной мере и все свойства Церкви. Такого рода попытки ничего хорошего не сулят, они могут привести лишь к сектантству - внутреннему или внешнему, это все равно. В наше время среди христиан это внутреннее и внешнее сектантство необыкновенно развито. Это большое искушение, это большой соблазн. Ведь кажется, что если человек стремится к лучшему, большему, чего же еще желать? Но оказывается, что и здесь надо иметь смирение, т.е. знать себе меру во всём.

У нас одна харизма, призывающая дух обновления, возрождения Церкви для создания в ней условий для того, чтобы все ее дары и харизмы могли в церкви жить и плодоносить, а не гибнуть, как это нередко случается в наше время. Нам важно, чтобы церковь более не поедала самоё себя. Для этого ей так нужно наше служение. Бог дает нам особый дар Духа, Он вручает всем нам эту харизму. Он дает всем нам и дополнительные дары и возможности во внешней и внутренней жизни - и через катехизацию, и через церковную братскую и общинную жизнь, и через многие обстоятельства, которые вдруг начинают складываться для каждого служащего среди нас очень благоприятно. Но мы не имеем права это присвоить себе и подумать, что это нам дано из-за того, что мы такие хорошие: по нашим заслугам все нам дается и все у нас получается. Мы должны хорошо понимать, что это всегда залог свыше, данный для того, чтобы нам принести в церковь плоды любви, чтобы нам выдержать и притеснения, и клевету, и гонения, чтобы нам не возроптать и не спрятаться, не испугаться, не убежать, чтобы нам не усомниться в своем призвании.

Господь посылает в наше братство не всех, очень даже немногих. Но если уж Господь призвал нас, мы должны оправдать это призвание перед лицом Господним, и в Церкви, и в совести своей. Я прежде уже говорил вам, что у нас как бы нет альтернатив, что тот, кто не призван к этому служению, тот оказывается вне нашего движения, тот часто не может даже завершить полную катехизацию, не говоря уж о чем-то другом. Это не значит, что такой человек погиб и нет у него надежды. Это значит лишь одно: что у него может быть другая харизма, ему может быть дан другой дар, который ему тоже еще предстоит освоить и найти путь для его реализации и умножения. Но если все мы имеем одну веру и один путь, пусть даже нас так мало, нам уже нельзя, "взявшись за плуг, оборачиваться назад". Что бы мы ни делали в жизни, все должно служить одной цели - служению Богу и Божьему Народу, т.е. святой Христовой Церкви как Церкви Святого Духа, Церкви Божьей.

Слава Богу, Господь "может и из камней воздвигнуть Себе детей Аврамовых". И наши сердца еще так недавно были каменными. И вот они ожили. Но затем мы часто развращаем себя и друг друга. Мы часто отказываемся от своего призвания, потому что привыкли в жизни никому и ничему не верить, потому что привыкли бездействовать, потому что привыкли жить двойной или тройной жизнью - жизнью нецеломудренной.

Нам с вами тоже нужно обновление духовных даров, нужно обновление видения нашего пути и нашего призвания. Нам тоже нужно остерегаться всякого разделения и всякого внутреннего или внешнего сектантства, всякого самодовольства, всякой гордыни и уныния, всякого своеволия, когда, зная путь Божий, мы ищем, как бы пройти путем своим, как нам иногда кажется - более коротким и удобным.

Пусть же не пугает нас, дорогие братья и сестры, никакой "узкий путь", пусть не страшат нас никакие "тесные врата". Если с нами Бог, то мы пройдем и исполним свое предназначение и сегодня, как и вчера, и завтра, и через сто лет, и через столько времени, сколько Богу будет угодно призывать нас к служению духовного возрождения церкви. Пусть каждый из нас, дорогие братья и сестры, учится подвигу, ведь мы хорошо знаем: в Боге проблем нет. Когда что-то у нас не так, это всегда наши проблемы.

Давайте учиться ходить "узким путем" и при этом не в одиночку, а вместе, в общинном и братском духе, помня, что спасение и преображение человека в одиночку невозможно, что врагов у нас вполне достаточно, чтобы любого одинокого путника сбить с пути. Мы уже потеряли слишком много и людей, и сил, и средств. Мы слишком много потеряли времени. Господь показывает нам, где и когда мы ошибались или ошибаемся, но Он не отнимает у нас нашей харизмы, и значит, эту благодать нам надо не просто сохранять, но вновь и вновь вводить ее в действие, перед лицом всех людей, ничего не боясь и не страшась. Только так мы можем оправдать ту жизнь, которую мы ведем в церкви: не границами, не рамками, не правилами, не нормами, не уставами, не принципами жизни, а только этим.

День Святой Троицы - радостный день. Это день победы Жизни, и не случайно мы с вами в эти дни берем в руки эти зеленые веточки, эти знамения Жизни. Не случайно мы как бы без слов свидетельствуем о том, что жив Господь, ведущий нас к вечной Жизни, готовый нас миловать и очищать от всех наших грехов, призывающий нас идти вперед даже тогда, когда мы спотыкаемся или падаем. Когда мы вместе, нам есть к кому обращаться, нас обязательно кто-то поддержит и поднимет, и мы не потеряемся в этом бушующем море зла и греха, который нередко подкатывает буквально к нашим ногам.

Пусть, дорогие братья и сестры, этот замечательный праздник, являющий нам новые откровения внутри божественной жизни, дающий нам уверенность, что Путь открыт и Небо отверсто, этот праздник, который является центральным во внутренней жизни Церкви, укрепит наши сердца, наши ноги, наши умы, наши руки, укрепит нашу речь, чтобы нам ничего не бояться, чтобы нам больше ничего не терять, ибо чем больше мы отдаем Богу, тем больше мы от Него получаем. Это - закон духовной жизни, и он хорошо известен всем верующим. "Скупо сеешь, скупо и пожнешь", - говорит нам Священное писание, - и ещё: "Кто щедро сеет, тот щедро и пожнет".

Давайте же отринем все свои человеческие ограниченности там, где нужно, чтобы через нас действовал Господь. Давайте не будем бояться временности земной человеческой жизни, земных человеческих радостей и удовольствий. Давайте не бояться недостаточности своих сил и средств, давайте благодарить за то, что Господь нам уже дал, и тем более за то, что готов нам даровать.

В любом случае залог Святого Духа нам дан, и мы тому свидетели. И обновление церкви, пусть медленно, с ужасным скрипом, но начинается. Не могу сказать, что уже происходит, но начинается. Все больше и больше людей независимо от нас приходят ровно к тому, к чему на протяжении уже десятилетий мы призываем всю церковь. Все ближе к этому высказывания тех, кто хоть в какой-то степени сохранил духовную трезвенность и ревность о Боге, а не только о себе и о своем.

Дар Духа Святого для нас есть великое действие Божье, дающее нам силу. И пусть никто не боится остаться бессильным. И дай Бог, дорогие братья и сестры, сохранить нам на этом пути полное единодушие, единомыслие, единомудрие, единоверие. Дай Бог нам всем чувствовать, когда за кого надо помолиться, когда кого надо поддержать, когда к кому надо прийти на помощь. Дай Бог нам отринуть всякую заскорузлость, изъять из своих сердец всякую ржавчину, все нездоровое и мертвое, потому что только так можно послужить и всему миру, и всем людям, а может быть, и всей вселенной. И пусть благосердный Господь всех нас благословит в нашем служении Ему и Церкви! Будем крепче верить, крепче надеяться и сильнее любить Бога и ближних, пользуясь тем даром, который мы с вами получили!

Аминь.
ПРОПОВЕДИ  Выпуск 6. Май-июнь 2005 г
           

                

служение, пятидесятница, проповедь, святой дух, о. георгий кочетков

Previous post Next post
Up