1) известно утверждение лютеранского богослова Д. Бонхеффера: "глупость - еще более опасный враг добра, нежели чем злоба". Может ли быть глупость или/и слабость грехом, на Ваш взгляд?
[Spoiler (click to open)] Если говорить только о глупости (а Дитрих Бонхёффер писал именно о ней, а не о слабости), то глупость, несомненно, может быть грехом, если человек сознательно сам себя оглупляет или позволяет оглуплять. Глупость, по Бонхёфферу, - это не интеллектуальное, а социальное и психологическое явление. Как пишет Бонхёффер: «Власть одних нуждается в глупости других». Причина же глупости в том, что «личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации».
Тоталитарная власть нуждается во всеобщей глупости и создает её пропагандой и террором, а люди под этой властью, желая сохранить себя и свою жизнь, поддаются на пропаганду и сами ослепляют, оглушают и оглупляют себя, как бы не видя, не слыша и не понимая зла, творящегося вокруг.
Как человеку перестать быть глупым? Как перестать закрывать глаза и уши от зла? Как перестать говорить лозунгами? Для этого нужно прежде всего уверовать во всемогущество Божье и избавиться от страха перед смертью, что позволяет занять ответственную внутреннюю позицию по отношению к любой власти и ко всем внешним обстоятельствам своей жизни. Ведь подлинное внутреннее освобождение возможно для человека лишь если он обретет опору в Боге и веру в воскресение. Мы знаем, что «начало мудрости - страх Господень» (Пс 110:10), и Христос Своим Воскресением хочет «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:15).
2) возможна ли "ложь /или притворство/ во спасение"?
[Spoiler (click to open)] Вопрос о «святой лжи» - это всегда вопрос о мере компромисса, на который может пойти христианин в отношении к себе самому и другим людям, компромисс же всегда представляет собой сложную этическую проблему. Сказать ли горькую правду или сказать ложь? А может быть, пока сказать только часть правды и немного солгать, чтобы он не волновался? Или лучше просто промолчать и пусть всё остается, как есть?
Все эти вопросы рано или поздно встают перед христианами и особенно часто - во время благовестия, когда нам нужно предложить человеку выбор между двумя путями: путем жизни и пути смерти. Конечно, здесь невозможно скрывать от человека правду о гибельности пути смерти, жизни без Бога. Ведь тогда будет невозможен и сам выбор… Общественная, политическая, экономическая, семейная жизнь тоже часто строиться на лжи и полуправде и, соглашаясь с этими допущениями, мы часто забываем, что наша цель «искать Царство Божье и правды его» (Мы 6:33), что дьявол «лжец и отец лжи» (Ин 8:44), а «дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога» (1 Ин 3:10).
Можно не только других успокаивать «святой ложью», но и себя тоже, тогда это называется самообманом, лицемерием, ношением благочестивой маски. Вера нам нужна не только для утешения в скорбях, некоего «обезболивания» в горестях земной жизни, но для преображения этой жизни и для обретения жизни вечной, а для этого нужно, прежде всего, перестать обманывать себя и других, лгать и притворяться.
Ещё в Ветхом завете мы можем прочитать заповедь: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев 19:12), а также «устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются» (Прит 11:9), «уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение» (Прит 12:19). Пророк Исайя обличал: «уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис 59:3-4).
Эти и ещё множество цитат из Священного Писания говорят нам о том, что христианину невозможно идти на компромисс со своей совестью и лгать, даже во имя какой-то «высшей цели», потому что мир сей построен на компромиссах с злом, пропитан ложью и не принимает правду. В этом легко может убедиться любой христианин, если он начнет бескомпромиссно следовать Евангелию в своей жизни, искать правду, говорить правду, жить без лжи, «святой» или обычной. Реакция мира сего будет быстрой и жесткой, и именно об этом Господь наш Иисус Христос честно предупреждает Своих учеников:
«И будут предавать вас и родители, и братья, и родичи, и друзья, и некоторых из вас лишат жизни; и будете вы всем ненавистны за имя Мое» (Лк 21:16-17).
Впрочем, всегда говоря правду, нужно не терять мудрости и помнить о том, что иногда лучше молчать, не говоря ничего, чтобы не стать предателем и не выдать людей на мучение и смерть. Ведь предатель тоже формально говорит правду.
Также нужно проявлять осмотрительность в обличении зла мира сего, находя приемлемые формы для этого, и терпение во время проповеди Евангелия. Ведь для того, чтобы человек решился следовать за Христом и захотел стать его учеником, он должен прежде узнать и полюбить Его. Борьба со злом и ложью в себе и вокруг себя нам тоже необходимы, но если любишь, то бороться легче, ведь любовь учит мудрости.
3) не может ли библеистика (научное исследование текстов Библии) вредить силе нашей веры?
[Spoiler (click to open)] Само по себе изучение Священного Писания как текста, в том числе как литературного, исторического и культурного памятника определенной эпохи, вере вредить не может, но выводы, которые можно сделать на основании этих исследований, могут повредить вере, причем только в одном случае - если вера основана только на словах Библии, на её букве, а не на живом Богообщении. Научное исследование всегда основано на сомнении: «А что, если это не так…». И ученый, исследуя библейские тексты, сравнивая их с другими того же времени, изучая историю и культуру может на основании научных фактов делать выводы, которые противоречат общепризнанному толкованию текста или его авторства, датировки и т.п. Тогда научное исследование текста Библии, например, авторства текстов, редакторской правки и т.п., воспринимается как попытка разрушения самой веры.
Тогда возникает вопрос: а на чем основана наше вера, если простое сомнение в священных текстах может поколебать или разрушить её? Произошла ли наша встреча со Христом, имеем ли мы через Него общение с нашим Небесным Отцом, живем ли в Духе Святом? Если мы состоим в общении с живым воскресшим Христом, то духовный опыт Богообщения на протяжении многих веков, сохраненный для нас Церковью в Священном Писании вдохновляет нас и утверждает нашу веру, укрепляет надежду. Но важно помнить, что Богообщение продолжается и сейчас, и Священная история не завершилась в I веке, вместе с написанием Апокалипсиса или в III веке с канонизацией Священного Писания, что она продолжается и сейчас, что Дух Святой также дышит в Церкви, как и в день Пятидесятницы. источник