Община преподобного Паисия Величковского как пророческое явление в церкви и обществе

Nov 26, 2016 10:31

26 ноября - день памяти преподобного Паисия (Величковского), переводившего святоотеческие труды и восстановившего монашеские традиции исихазма и «умной молитвы»


Преподобный Паисий (Величковский) (1722-1794) совершал свой подвижнический путь в то время, когда в церковной жизни господствовали «бытовые и «социальные» идеалы», когда монастыри переживали обмирщение. Паисий восстанавливает «падшее общее житие» [1], несмотря на то, что был практически лишен живых связей с традициями под­линного монашества. Одной из важнейших его заслуг исследователи видят в том, что он вновь соединяет традиции деятельного и созерцательного подвижничества, «примиряя» две традиции: общежительную и исихастскую [2]. В киновии преп. Паисия Величковского сочетались традиции старчества, так называемого «внутреннего делания», свойственного уединенному подвигу, и принципы христианского общежития: взаимное послушание, смирение и общение, совместное преодоление духовных препятствий ради жизни по Евангелию. По мысли А.С. Хомякова, Церковь - не только духовный организм, но еще и «метод и критерий постижения Божественной истины» [3], которая может постигаться соборным разумом. Община молдавского старца была воплощением соборного Богопознания и соборного «спасения», была источником импульса к рождению мирянских общин. Традиция старчества, духовного окормления и водительства, которая в XVIII веке возродилась благодаря преп. Паисию, постепенно выходила за пределы монастырей и расширяла границы своего воздействия. Румынский исследователь Дан Замфиреску пишет, что «преп. Паисий Величковский, будучи украинцем, нога которого никогда не ступала на русскую землю, ... оказал влияние не только на духовное, но и на культурное развитие русских людей» [4].

Преподобный Паисий Величковский считается продолжателем традиции преп. Нила Сорского, опыт которого он воспринял через преп. Василия Поляномерульского. То монашество, которому учил преп. Нил, носит тот же пророческий характер, что и его источники. «Егда бо сотворити ми что, испытую прежде божественного Писания», - говорил преп. Нил Сорский [5]. Так же и преп. Паисий руководствовался в жизни Евангелием. Он говорил: «...разумом правым поучению святого Писания сим заповедям Божиим», как «преудобнейшему и безтрудному пути ко спасению, последовал и последую, так как иного пути нет» [6].
Читать далее
         

братство, аскеза, святость, преп. паисий величковский, монастыри, община

Previous post Next post
Up