26 ноября - день памяти преподобного Паисия (Величковского), переводившего святоотеческие труды и восстановившего монашеские традиции исихазма и «умной молитвы»
Преподобный Паисий (Величковский) (1722-1794) совершал свой подвижнический путь в то время, когда в церковной жизни господствовали «бытовые и «социальные» идеалы», когда монастыри переживали обмирщение. Паисий восстанавливает «падшее общее житие» [1], несмотря на то, что был практически лишен живых связей с традициями подлинного монашества. Одной из важнейших его заслуг исследователи видят в том, что он вновь соединяет традиции деятельного и созерцательного подвижничества, «примиряя» две традиции: общежительную и исихастскую [2]. В киновии
преп. Паисия Величковского сочетались традиции старчества, так называемого «внутреннего делания», свойственного уединенному подвигу, и принципы христианского общежития: взаимное послушание, смирение и общение, совместное преодоление духовных препятствий ради жизни по Евангелию. По мысли
А.С. Хомякова, Церковь - не только духовный организм, но еще и «метод и критерий постижения Божественной истины» [3], которая может постигаться соборным разумом. Община молдавского старца была воплощением соборного Богопознания и соборного «спасения», была источником импульса к рождению мирянских общин. Традиция старчества, духовного окормления и водительства, которая в XVIII веке возродилась благодаря преп. Паисию, постепенно выходила за пределы монастырей и расширяла границы своего воздействия. Румынский исследователь Дан Замфиреску пишет, что «
преп. Паисий Величковский, будучи украинцем, нога которого никогда не ступала на русскую землю, ... оказал влияние не только на духовное, но и на культурное развитие русских людей» [4].
Преподобный Паисий Величковский считается продолжателем традиции преп. Нила Сорского, опыт которого он воспринял через преп. Василия Поляномерульского. То монашество, которому учил преп. Нил, носит тот же пророческий характер, что и его источники. «Егда бо сотворити ми что, испытую прежде божественного Писания», - говорил преп. Нил Сорский [5]. Так же и преп. Паисий руководствовался в жизни Евангелием. Он говорил: «...разумом правым поучению святого Писания сим заповедям Божиим», как «преудобнейшему и безтрудному пути ко спасению, последовал и последую, так как иного пути нет» [6].
Читать далее