22-23 ноября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино прошли Пятые научные чтения памяти Николая Михайловича Зёрнова «Религиозный опыт в наследии российской и мировой культуры: темы и образы эсхатологии». Соучредителями конференции выступили Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Свято-Филаретовский православно-христианский институт и журнал «Вопросы философии».
Доклады были посвящены представлениям о конце мира в философской мысли, религиях и культурах Востока и Запада, образам эсхатологии в литературе и изобразительном искусстве, средневековой и старопечатной книге. Дополнительное измерение в обсуждение представлений о конце истории в традиционных религиях и современном пост-секулярном сознании внесла перспектива столетнего юбилея событий 1917 года, оказавшихся важнейшим хронологическим рубежом в истории России и всего мира.
Декан факультета религиоведения СФИ кандидат философских наук
Маргарита Васильевна Шилкина представила доклад «Эсхатологическая судьба культуры глазами Церкви». В докладе была поставлена проблема разрыва между исторической церковью и культурой. С одной стороны, этот разрыв обусловлен искажениями евангельской эсхатологии в жизни самой церкви, ее духовными болезнями - фундаментализмом и невежеством. С другой стороны, внехристианские и антихристианские поиски ответа на вопрос о смысле истории нередко были связаны с ложными эсхатологическими мифами, такими как миф коммунизма.
Автор доклада подчеркнула, что хотя необходимо различать христианскую веру и культуру, между ними существует тесная взаимосвязь. На нее неоднократно указывали русские религиозные мыслители XX века, видевшие в культуре плод духовной жизни и одну из важнейших сил, которые не дают разлагаться образу Божьему в человеке. Трагедию отрыва гуманистической культуры от своих христианских духовных корней отмечал еще в 1906 году Сергей Николаевич Булгаков. Ее разрешение другой выдающийся философ XX века Николай Александрович Бердяев видел в «осознании христианства как религии не одного лишь спасения, но и творчества, религии преображения мира, всеобщего воскресения, любви к Богу и человеку, то есть в целостном вмещении христианской истины о Богочеловечестве, о Царстве Божьем».
Читать далее