Русское искусство начала ХХ века

Sep 17, 2016 16:52


1901-1903 годы. В художественной жизни российской столицы все большую роль играет объединение "Мир искусства". Идеолог движения Александр Николаевич Бенуа в эти годы пробует свои силы как театральный художник и книжный иллюстратор. Художник Андрей Петрович Рябушкин путешествует по российской глубинке, изучает культуру и быт допетровских времен. Граф Павел Юльевич Сюзор, необычайно талантливый архитектор, в 1902 году начинает работу над зданием офиса компании "Зингер", ставшим одним из символов Петербурга. Об Александре Бенуа рассказывает директор Музея семьи Бенуа Татьяна Вергун, об Андрее Рябушкине - профессор, руководитель мозаичной мастерской Александр Быстров, о Павле Сюзоре - архитектор Никита Явейн.
1904-1905 годы... Программа посвящена трем выдающимся российским деятелям: организатору и вдохновителю «мирискуссников» Сергею Дягилеву, художнику Валентину Серову и архитектору Фредерику Лидвалю.[Spoiler (click to open)]
Николай Рерих создает декорации к опере Александра Бородина "Князь Игорь"; Третьяковская галерея покупает автопортрет Зинаиды Серебряковой; театральные полотна Николая Сапунова; открытие выставки "Голубая роза".
Зимой 1911 года на Всероссийском съезде художников Александр Бенуа выступил с неожиданной речью. Он призвал коллег отказаться от ложно понимаемого принципа «абсолютно свободного творчества» и чаще обращаться к традициям русской живописи. Такого заявления от вольнослушателя Академии и одного из ведущих представителей союза «Мир искусства» никто не ожидал.
1910-е годы. Михаил Курилко-Рюмин о творчестве Кузьмы Петрова-Водкина и его литературном наследии; Валерий Исаченко о сооружениях архитектора Федора Лидваля - здании гостиницы «Астория» и Толстовском доме; Наталия Попова о художнике Борисе Кустодиеве.
1913 - последний мирный год перед началом бурного для истории России периода. Именно на это время приходится расцвет российского движения футуристов, "будетлян", особенное влияние которых прослеживается в живописи, литературе и книгопечатании. В программе: о художнике и писателе Борисе Григорьеве; о живописце, искусствоведе, художественном критике, реставраторе, музейном деятеле Игоре Грабаре и об архитекторе Марьяне Перетятковиче.
Рассказ о творчестве художников Михаила Нестерова, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, скульптора Александра Матвеева, архитектора Степана Кричинского.
Во время Первой мировой войны студенты Академии художеств проходят практику на передовой. В 1915 году профессор Николай Самокиш едет со своими воспитанниками на фронт. На футуристической выставке, открывшейся 19 декабря 1915 года в Петербурге, Казимир Малевич выставляет картину "Черный квадрат".
"Квартира № 5 находилась в деламотовском здании Академии художеств и принадлежала помощнику хранителя академического музея Сергею Исакову. Мы собирались там обычно раз в неделю по вечерам, пили чай, ели картофель с солью. К концу 1916 года приносили с собой сахар и хлеб", - это строки из воспоминаний известного искусствоведа Николая Николаевича Пунина, будущего комиссара академии. Тогда, в 1916 году, никто из профессоров и представить себе не мог, что в самом сердце академии собирались художники совершенно чуждого им направления, и там же зрели идеи русского авангарда.
1917 год. О творчестве Владимира Маковского; о профессоре Академии художеств Аркадии Рылове; о скульпторе Сергее Коненкове, возглавившем созданный в декабре 1917 года Союз скульпторов, и о деятельности Михаила Добужинского, который вместе с Александром Бенуа и Максимом Горьким работал в комитете по сохранению памятников культуры. Участвуют: искусствоведы - Елена Нестерова, Мария Чегодаева, Наталия Козырева; художник Владимир Загонек и скульптор Юрий Чернов.

 

image Click to view


      

россия, искусство, история, интересное, русские, культура

Previous post Next post
Up