Оригинал взят у alt_sarepta в СОСЕДИ САРЕПТЫ МИССИОНЕРЫ ВСЕХ СТРАН, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! Основу поселения Сарепта составили братья-гернгутеры - потомки Чешских, или Моравских, братьев, скрывавшиеся от преследования католической церкви. Одной из главных целей поселенцев (в их число входили представители Германии, Чехии, Дании, Голландии, Швейцарии) было миссионерство - обращение в христианскую веру иноверцев (калмыков, в первую очередь). Главной деятельностью гернгутского братства является миссионерство среди язычников, и притом в таких местах, где нет миссий других исповеданий. В 1750 году братство содержало 286 миссионеров в 70 различных пунктах земного шара: среди негров западной Индии, на островах Св. Фомы, Св. Креста, Св. Иоанна, на Ямайке; среди диких племен Канады, Георгии, Гвианы, Гренландии и Лабрадора; среди кафров и готтентотов мыса Доброй Надежды и т. д. При означенных миссиях состояло новообращенных язычников 68 000 человек, тогда как само братство, во всех общинах, составляло лишь 18 000 человек.
Первые контакты гернгутеров с калмыками имели место уже в 1765 г. Важным фактором, способствовавшим развитию контактов, являлась потребность калмыцкого населения в квалифицированной медицинской помощи, получить которую на тот момент оно могло только в Сарепте. Сарептский врач И. Вир пользовался большой популярностью среди калмыков и имел среди них обширную практику. Одним из постоянных пациентов доктора Вира был зайсанг Тохмут, который впоследствии покровительствовал сарептянам, посещавшим калмыцкие кочевья и, как отмечал историк Сарепты А. Глич, «был для Сарепты важным человеком». Другим фактором являлась обоюдная заинтересованность в торговых связях.
БЕСПОКОЙНЫЕ СОСЕДИ [Spoiler (click to open)] Калмыки Большой орды, с которыми сарептяне имели оживленные торговые отношения, тем не менее, не признавали границ владений, травили хлебные поля и сенные покосы и рубили лес сарептян. Жалобы общины привели к тому, что хан орды дал Сарепте охранительную грамоту, хотя грамота помогала мало. Помимо калмыков Сарепте угрожали набеги кавказских племен: кубанских татар и кабардинцев, которые в 1769 и 1771 годах доходили до окрестностей Сарепты. Немалой угрозой Сарепте были и волжские разбойники, вооруженные шайки которых почти беспрепятственно хозяйничали на Волге и грабили население, а также бродившие в Заволжье киргиз-кайсацкие барантовщики. Такая опасность вынудила братство окопаться с трех открытых сторон глубокими рвами и обнестись валом, с палисадами и 6 малыми батареями. Кроме того, из Царицына было прислано 12 орудий с прислугой, так что Сарепта представляла маленькую крепость. Содержать гарнизон этой крепости, понятно, стоило Сарепте немалых денег, но содержать его было необходимо, в чем сарептяне скоро убедились на деле.
ОТ НАБЕГА СПАСЛА ОТТЕПЕЛЬ [Spoiler (click to open)] Отношения между калмыками и сарептянами не всегда были мирными. Так, в январе 1771 г. в Сарепту прибыл зайсанг Тохмут и сообщил о намерении Большой (Торгутской) орды покинуть пределы России и переселиться в Китай, предварительно разграбив все поселения, расположенные между Царицыным и Астраханью, включая Сарепту. Торгутский тайша Бамбур намеревался, в частности, захватить в рабство и увести в Китай сарептского врача, ремесленников и всех работоспособных мужчин. Тохмут сообщил также о твёрдом намерении Малой (Дербетской) орды сохранить верность российской короне. «Это, - отмечал Х. Зутер, - были действительно мрачные для нас дни и часы, потому что мы не знали, когда и с какой стороны на нас нападут». Однако внезапно наступившая оттепель вызвала таяние льда на Волге. Данное обстоятельство не позволило калмыкам мятежной Торгутской орды переправиться на её правый берег и атаковать Сарепту. Бегство богатой и многочисленной Торгутской орды имело тяжёлые последствия для Сарепты. «Легко понять, - писал Х. Зутер, - что из-за бегства калмыков колония потеряла выгодные перспективы в отношении экономики». «Торговля, - отмечал А. Глич, - получила смертельный удар и никогда больше не процветала так, как прежде». Потеря рынка сбыта привела к резкому сокращению объёмов ремесленного производства.
САРЕПТЯНЕ ВЫПУСКАЛИ ДАЖЕ СТАТУЭТКИ БУДДЫ [Spoiler (click to open)] Торговая промышленность мануфактурными и ремесленными изделиями должна была облегчить сарептянам обращение калмыков в христианство. Первое время братья ориентировались в производстве и сбыте товаров на калмыков. Торговцы вывозили свои и другие товары в Торгоутскую и Дербетовскую орды. В свою очередь, торговля привлекала калмыков, и они часто приходили к Сарепте, разбивали кибитки в ее окрестностях. В воскресные дни на площади работал рынок, куда съезжались также и калмыки. Известно, что в конце ХIХ века калмыки торговали с Сарептой кроме скота - табаком-сырцом, даже горчичным зерном, сеном. Самое большое количество товаров калмыками покупалось весной, когда русские скупщики скота покупали у них скот за наличные деньги. Для калмыков было новым то, что сарептяне продавали товары за твердо установленные цены, не торгуясь. Это и хорошее качество товаров снискало Сарепте почет и авторитет. Многие мастера Сарепты работали на заказ для калмыков: столяры делали сундуки, деревянные детали кибиток, колеса, телеги, конскую упряжь. На гончарном заводе Ниденталя наладили выпуск статуэток Будды.
ХРИСТОС ХОРОШО, А БУДДА - ЛУЧШЕ! [Spoiler (click to open)] Община избрала трех миссионеров - Нейтца, Гамеля и Мальтша, которым поручила изучить калмыцкий язык и отправиться в орду для обращения калмыков в христианство. Однако миссионеры вскоре убедились, что их проповеди не производят впечатления, так как среди калмыков исповедуется в основном буддизм, религия с осмысленной философией и моралью, без языческого фетишизма, в церемониях которой были полный порядок и гармония. Поэтому проповедь братьев мало влияла на калмыков, которые, не отрицая заслуг Христа, сравнивали его со своими бурханами и старались использовать миссионеров в целях лечебных; больные стекались к ним из разных мест орды и пользовались их врачебной помощью или покупали у них привезенные товары, но в христианство не переходили.
ЗАПРЕТ НА ПРОПОВЕДИ [Spoiler (click to open)] 31 июля 1822 г. в Сарепте было получено постановление Министерства внутренних дел, запрещавшее любой вид миссионерской деятельности. Новообращённые калмыки были крещены по православному обряду и поселены близ Царицына. Таким образом, едва начавшейся миссионерской деятельности гернгутеров среди калмыков был положен конец. В дальнейшем, на протяжении всего XIX столетия, сарептяне поддерживали ровные отношения с калмыцким населением.