Бородинский мост: московский и камышинский

Aug 15, 2016 15:42

На эту тему можно составить загадку для тематической викторины: «Один мост расположен в столице нашей Родины Москве. Другой - в арбузной столице России Камышине Волгоградской области. Но носят они одно имя. Какое?». Бородинский! И пусть первый - яркая столичная штучка, а второй - скромный нижневолжский провинциал, у «тезок» найдется немало общего. К примеру, оба украшают центр городов, в которых построены. Что ж, пройдем, промчимся по каждому, поищем сходства и отличия. Московский Бородинский мост (фото внизу) поражает воображение величавостью. Камышинский "собрат" проще. Но оба объекта можно смело назвать чрезвычайно важными.


Бородинский мост в Москве
Железный мост через реку Москву построен в 1912 году, в год столетия победы русского народа над французами в Отечественной войне 1812 года. Напомним, в решающем сражении у деревни Бородино (125 км на запад от столицы) Наполеон I Бонапарт потерпел сокрушительное поражение. К слову, во Франции историческую баталию так и называют: «битва у Москвы-реки». Старейший и красивейший Бородинский мост в Москве соединяет такие улицы, как Смоленская и Дорогомиловская. От путепровода до Кремля всего два километра. Совсем недалеко - вечно оживленный Киевский вокзал. Поэтому «скучать» стальному трехпролетному красавцу балочной (до 1999 года - арочной) конструкции не приходится. Транспортный поток не замирает ни на минуту. Опоры, колоннады (а заодно и береговые сооружения) «одетые» в гранит, дожившие до наших дней обелиски и портики, построенные согласно проекту архитектора Р. Клейна, придают строению особый колорит. Стоит сказать, что за долгий период своего существования Бородинский мост пережил немало изменений.
[Spoiler (click to open)]Все лучше и крепче
В 1788 году вместо нынешнего коренастого красавца на волнах покачивался деревянный настил - «живой мост» под названием Дорогомиловский. Современному человеку трудно представить, как по такой гибкой и опасной переправе в сентябре 1812 года проходили русские и французские войска, но это исторический факт. В 1865 году назрела острая необходимость сооружения капитального моста - переправа страдала от паводков. Под это город выделил средства в размере 300 тыс. рублей. Когда царь Александр II утверждал проект инженера-промышленника А. Струве (говорят, в реале его составил И. Рерберг), то назвал объект Бородинским (в память о 25-летии победы русских под Бородином). К строительству приступили 2 мая 1867-го, завершили его через год с хвостиком - 15 мая 1868-го. Бородинский мост был выполнен из железа, стоял на каменных сваях (быках). Длина составила 138,8 м, ширина - 14,9 м. В 1912 году, в связи со строительством Киевского (тогда Брянского) вокзала транспортная ситуация изменилась. Разрешил проблему возросшей «двигательной активности» мост длиной 250 метров, с двумя пешеходными дорожками (шир. каждой - 3, 5 м). Позже дорога над водой пережила еще две реставрации: в 1952 году и в 1999-2011-х.

Бородинский мост в Камышине
В Камышине все началось с улицы. В связи с тем, что многие горожане, в том числе известнейшая личность генерал-лейтенант К. Казачковский, были участниками войны с Наполеоном, в 1912 году, в честь столетия Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, решено было переименовать главную улицу Базарную в Бородинскую (ныне Пролетарская). Продолжение улицы - деревянную переправу через реку Камышинку - в народе стали называть Бородинский мост. О строительстве нового железобетонного, первого разряда, в Камышине заговорили в середине 30-х годов XX века. Но денег на реализацию задумки не хватало, а вскоре грянула Великая Отечественная война 1941-1945 годов, отложив мирные планы советских граждан на потом.


Вскоре после Великой Победы (1945 год) город стал быстро превращаться в промышленный. В середине 50-х стало ясно: откладывать строительство современного железобетонного моста больше невозможно. Проектную документацию разработали архитекторы из Москвы («Гипрокоммундортранс»). Строительство осуществляла организация «Мостопоезд № 404» (начальник С. А. Камруков), уже имевшая богатый опыт возведения мостов.
[Spoiler (click to open)]Движение открыть!
Предполагалось, что железобетонную конструкцию на бетонных опорах со свайным основанием установят на месте существующего деревянного Бородинского моста (на деле объект чуть сместили). Новый Бородинский мост характеризовали следующие параметры: длина - 250 метров, высота - 40 метров, ширина - 10 метров. В то время в Сталинградской области (с 1961 года - Волгоградская) шла интенсивная подготовка к пуску Волжской ГЭС. В Камышине проводились масштабные работы по укреплению берегов реки Камышинки, углублению ее русла (ведь заполнение чаши Волгоградского водохранилища, на берегу которого вот уже более полувека стоит город, влекло за собой повышению уровня воды). Одновременно шла и подготовка к строительству моста через этот последний крупный приток Волги
Рабочих для возведения камышинского моста набирали в Астрахани. К бетонированию фундаментов под опоры мачт они приступили осенью 1957-го. Весной 1958 года отсыпали дамбу, продолжили сооружение опор. В июне 1959-го мостостроители уложили в пролетные строения первый кубометр бетона. Трудились ударно, соревновались бригадами. 15 октября состоялось первое испытание моста. Камышинский
Бородинский получил паспорт
Вскоре была демонтирована подвесная дорога, по ж/д отгрузили кружала (деревянные формы, поддерживающие опалубку при строительстве железобетонных сводов), разобрали прорабку. Большая часть рабочих «Мостопоезда № 404» вернулась в Астрахань. В марте 1960-го завершила свою работу еще одна организация - участница строительства Бородинского моста в Камышине - «Волгодонстрой». Оставшиеся мостостроевцы и вновь принятые рабочие завершили установку светильников. Летом 1960 года новый железобетонный мост через реку Камышинку был полностью сдан в эксплуатацию (есть мнение, что госприемка состоялась в 1961 году).
В 200-ю годовщину Отечественной войны 1812 года по инициативе общественности и краеведов города на Бородинском мосту, на правом и левом окончании, были установлены памятные доски, сообщающие о том, что мост называется Бородинским. Таким образом, камышинская достопримечательность получила официальный «паспорт». Во времена, когда машин на Земле становится «столько же, сколько людей», провинциальный Камышин, Бородинский мост в час пик сталкиваются с автомобильными пробками (кто бы мог подумать!). «Старичок» с задачей справляется с трудом. Давно понятно: нужна еще одна переправа. Суждено ли ей появиться в условиях, когда малые и средние города России переживают сложный период,- покажет время. Сегодня Бородинский мост продолжает в одиночку нести свою нелегкую службу. Камышане гордятся скромным на вид, но крепким строением из бурного советского прошлого.
Марина Неженцева
Источник
                 

                 

камышин, техническое, интересное, москва, краеведение

Previous post Next post
Up