свящ. Георгий Кочетков У нас лишь одно призвание Проповедь на Вечерне 28 мая 2005 г. Неделя о самарянке Братья и сестры, христиане!
Мы начинаем сегодня недельное празднование, посвященное укреплению в вере всех, кто получил залог новой вечной жизни через Воскресение Христово. Мы празднуем в этот воскресный день память самарянки - безвестной, безымянной женщины, которая удостоилась особого откровения от Христа. Это откровение заключалось в том, что Он Сам открыл ей тайну Своего пришествия, и еще - в словах о том, как нужно почитать Бога.
Мы с вами недавно уже вспоминали о том, что не только на разных святых местах - источниках или рощах, не только в Иерусалиме или в монастырях нужно почитать Бога, а во всяком месте, потому что подлинное, истинное почитание Бога совершается в Духе и Истине. Если Бог есть Дух, если Христос есть Истина, пришедшая от Отца и воплощенная, то единственно истинное почитание Бога, достойное христианина, это почитание Бога в Духе и Истине, и значит, во всяком месте и во всякое время.
Ветхий Завет сделал необычайно много, чтобы привить древнему Израилю навыки богопочитания. В Ветхом Завете шла тяжкая борьба за сохранение открытого к Богу пути, пусть и существующего через посредство Закона. Без Закона не было бы и победы в этой борьбе, и стала бы невозможной подготовка пришествия в мир божественного Слова -Слова, как сегодня мы слышали в одном из песнопений, человеколюбивого, дающего нам новый закон, который превышает закон ветхозаветной праведности, - закон Свободы и Любви.
Увы, христиане, проходя разные промежуточные этапы и ступени в своей духовной жизни, часто зацикливались на ценностях, которые свойственны лишь Ветхому Завету и не доходили еще до глубины и полноты жизни в Завете Новом. Откровение Христовой Любви и Свободы, Христовой Истины, откровение необходимости почитать Бога истинно, т.е. в Духе, часто оставалось непонятым христианами. То они думали, что вся суть лишь в исполнении ветхозаветных заповедей, то злоупотребляли даром свободы, индивидуализировали ее, ставили ее в контекст своей исторической, человеческой, жизненной выгоды и приходили вместо свободы к произволу, вместо любви к прелюбодеянию.
Конечно, всякая задача, поставленная людям свыше, непроста. В ней всегда есть некая тайна, и всякий человек должен трудиться над ее разрешением. У каждого человека есть возможность открыть этот путь, как некий драгоценный ларец, ключом, который он находит в своей жизни сам. Но многим хотелось бы, чтобы все духовные тайны отворялись одним и тем же ключом. Как много ломалось копий - в прямом и переносном смысле - для того, чтобы утвердить единообразие в церкви! Имперские амбиции христианских церквей часто приводили христиан к жизни не во Христе, к жизни не божественной, к жизни далекой от свободы и любви.
Это было особенно свойственно так называемому константиновскому периоду церковной истории, который длился долго, а как мы теперь видим, даже слишком долго - настолько долго, что многие до сих пор и не мыслят какой-либо христианской жизни без его наследия. Даже в нашей стране мы чувствуем, как сползает и сползает церковь к новому государственному христианству, государственному православию, утверждая идеи "византийской" симфонии церкви и государства. Мы не можем не видеть здесь великой опасности для церкви и для каждого из нас, потому что эти идеи изжили себя. Возвращение назад - это даже нечто худшее, чем просто проживание церковью своей жизни в константиновскую эпоху христианской истории. Нам нужно делать все, чтобы не произошло этого отката к рабству, к дьявольскому соблазну искушения властью.
Наш народ с большим трудом и ценой величайших жертв освободился от другого дьявольского соблазна - искушения хлебом. Но как избавиться нам сейчас от искушения властью, а вместе с тем и искушений чудом и житейским благополучием? Многие христиане думают, что "их дом - это их крепость". Они продолжают жить наивной жизнью, думая, что, имея хорошую работу, семью и детей, дом, и дачу, и машину, имея хорошие средства и почитание, уважение в обществе, они будут иметь хорошие шансы реализовать свою харизму, свое призвание свыше. Но это не так. Хотелось бы даже добавить: к сожалению, это не так.
Христос хочет, чтобы мы почитали Бога в Духе и Истине, чтобы для своего воскресения мы освободились от зла и греха и послужили освобождению от зла других людей. Христос хочет - что и было выявлено в известном месте послания апостола Павла - чтобы "каждый служил тем даром, какой получил", и на том месте, на котором он уверовал.
Мы с вами уверовали в Бога и во Христа Его и получили благодать, великую благодать Духа, и прощение и очищение, и общение с Богом и ближними, и доступ к великим Тайнам и таинствами через общинную и братскую жизнь. И в этой общинно-братской жизни мы чувствует одно лишь призвание: служить обновлению церкви, возрождению полноты и совершенства церковной жизни, которые были разрушены и утрачены по грехам самих христиан, хотя и не без помощи извне.
Если мы не знаем своей харизмы, своего призвания, своего дара, то горе нам. Если мы знаем и не делаем - то горе сугубое. Многие люди забыли о том, что христианство есть служение, а не потребление духовных благ, многие забыли о том, что нужно "отвергнуться себя и взять свой крест" и только так следовать за Христом. Многие и не знают этого и не думают об этом, мня себя христианами, поэтому и попадают в кораблекрушения в вере, поэтому и проходят через бури испытаний.
Нам Господь прощает необыкновенно много и вообще дает необыкновенно много, не по заслугам нашим. Совершенно очевидно, что мы пользуемся этим особым Божьим благоволением не потому, что мы лучше других. Если наши братства, как и все их учреждения, призваны служить духовному возрождению и обновлению церкви, то мы с вами не можем не знать, что это никогда не будет принято без борьбы, потому что очень многим в церкви невдомек, что это может быть Божьим призванием и даром. Для многих эта задача сама по себе страшна, хотя она и была сформулирована еще в тексте Нового Завета. Никогда не будет она принята один к одному нашей иерархией и теми, кто устроился в церкви хорошо для себя, удобно и уютно. Мы ничего не разрушаем в церкви, мы ни с кем и ни с чем в церкви не боремся, кроме зла и греха. Так же как мы боремся со злом и грехом в себе, мы боремся с тем же и вокруг себя. Но все, что мы делаем, имеет полный смысл и оправдание лишь тогда, когда мы помним о своей единственной харизме, о своем единственном даре и служении, которые вручил нам Господь.
Мне думается, что у нас нет множества служений. У нас с вами служение лишь одно! И каждый, кто это понимает, приходит в братство, а кто не понимает или не принимает этого, тот из него уходит. Уходит во тьму. Во тьму не потому, что вне братства нет Церкви. Это не так, ведь братство - лишь часть Церкви, а в полноте Церкви есть много других харизм и служений. Но человек, который отказывает Богу в данном ему свыше призвании, не обретает что-то хорошее на другом месте. Он обычно не находит других служений и харизм, хотя, повторяю, они в Церкви, конечно, есть.
Итак, наше братство - лишь часть Церкви, так же как и все наши общины и группы. Даже если бы в каждой нашей общине совершалась евхаристия или в каждом малом братстве был бы свой епископ, все равно они существовали бы лишь как часть Церкви, существовали бы до тех пор, пока Господь не дал бы нам знать, что наше призвание исполнилось и духовное возрождение церкви совершилось.
Господь действительно творит чудеса. Еще совсем недавно казалось, что на месте некоторых исторических православных церквей образовалась лишь мертвая пустыня. И вот вдруг что-то расцветает, меняются даже патриархи, т.е. такие фигуры, которые обычно стоят бездвижно. И нам можно надеяться на чудо духовного возрождения церкви, духовного ее обновления даром Духа Святого, который всегда творит все новое, который всегда обновляет и согревает в человеке остывшее духовное существо и служение. Если сейчас нам кажется, что духовное обновление в церкви невозможно, то давайте посмотрим, как Бог действует, посмотрим вокруг себя и в историю. И тогда у нас не будет сомнений в том, что раз уж Бог дал нам призвание, то Он поможет его и исполнить, если только по грехам нашим мы не потеряем своей харизмы.
Служить Богу трудно, но и радостно. Человек обретает счастье только в служении Богу, а потом и ближним, а значит, Церкви. Если мы хотим обрести настоящее откровение и счастье, если мы хотим, чтобы наши дети и внуки увидели перед собой не выжженную пустыню, а животворный сад, то нам нужно спешить. Нам нельзя медлить, терять силы и время. Нам нельзя оглядываться назад, нельзя смотреть ни направо, ни налево. Все, что служит духовному обновлению церкви, это для нас полезно, конечно, в соответствии с известной христианской иерархией ценностей и целей. Все, что этому не служит, нас не касается, даже если оно само по себе не зло, а добро.
Будем же помнить об этом, дорогие братья и сестры, иначе мы никогда не научимся служить Богу в Духе и Истине, иначе мы не исполним своего призвания, и сила воскресшего Христа останется для нас лишь чаемой, а не явленной. Дай же Бог всем нам не терять времени. Дай Бог нам вовремя получить духовное образование, быть внимательными к духовному состоянию всех наших близких, чтобы страдающие люди могли получить отдохновение, чтобы и на кого-то из них распространилось то призвание, которое имеем мы сами.
Каждый раз, когда подходит время преполовения Пятидесятницы, время Недели о самарянке, когда мы начинаем чувствовать приближение праздника Святой Троицы, Сошествия Святого Духа на апостолов, мы чувствуем, что с нами происходит что-то особенное. Мы как бы проходим испытание своей веры и жизни, каждый год мы как бы сдаем экзамены перед Богом в Церкви. Иногда, увы, мы проваливаемся, иногда проходим с трудом, а иногда эти испытания приносят нам большую радость.
Будем надеяться, что в этом году мы обретем радость, по милости Божьей обретем откровение новых путей и возможностей для служения нашего Содружества и каждого из нас, всех, кто имеет к нему то или иное отношение. Как бы хотелось, чтобы столь редкое в наши дни откровение Церкви было дано всем, чтобы никто более не говорил: я верю в Бога, но в Церковь не верю.
Да, искушений и соблазнов много. Увы, их особенно много сейчас в церкви. Так бывало и в древности. И не случайно древние русские юродивые, не боявшиеся общественного мнения и осуждения с позиций здравого смысла, не боявшиеся власти, хоть она и называла себя властью от Бога, могли, как мы знаем из житий этих святых, проходя мимо церковных алтарей, бросать в них камни, говоря, что именно в святом месте больше всего бесов. Поэтому не будем смущаться того, что около святыни духовная борьба - более тяжелая, а иногда и более страшная, чем в иных местах. Так было всегда. И Христос, когда начинал Свое служение, должен был отбиваться от враждебных вихрей, от искушений сатанинских.
Не будем же ничего бояться в своей жизни! Не будем раздваиваться, но будем следовать за Христом вперед и вверх, чтобы преображение нашей жизни было явным для всех имеющих глаза и уши, для всех, имеющих открытые сердца!
Аминь
Христос воскрес!
Воистину воскрес! ПРОПОВЕДИ Выпуск 6. Май-июнь 2005 г.