Оригинал взят у nedzelska в Духи русской революции, памяти Николая Бердяева. "Путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских. И прежде всего необходимо начать различать духов..." Вчера на встрече вспоминали русскую революцию в истории моей семьи. Если кратко, то революция отняла у меня возможность выбора веры, расстреляла деда, а бабушка была убита, ее убрали. Мама всю жизнь несла на себе ярлык дочери врага народа, ни в один вуз она не могла поступить. Все корни родовые отрублены, кроме имени, даты рождения и места рождения деда, я ничего не знаю, мы не можем найти регистрацию рождения моей мамы, формально в паспорте стоит 1926 год. А что мне дала революция? грамотность, бесплатное среднее образование, да, еще постоянную "прописку" в жизни: октябренок, пионер, комсомолец, место работы, и если я там буду работать всю жизнь, то может быть когда-нибудь получу квартиру, а если вступлю в партию, то очередь на квартиру сильно продвинется... она дала мне "особенный культ революционной святости. Культ этот имеет своих святых, свое священное предание, свои догматы..." - ленинская комната в каждом общественном месте, портреты вождей на каждом высоком доме, демонстрации, извиняюсь, крестные ходы с портретами вождей и лозунгами "Пролетарии всех стран объединяйтесь", "братство", "солидарность", "дружба" и т.д., а ведь "Духи русской революции" были опознаны почти 100 лет назад. Николай Бердяев, к его дню рождения вспоминаю: "...Нравственное вырождение, которым кончилась революция 1905 г., нанесло некоторый удар престижу революционной морали, и ореол революционной святости потускнел. Но действительного излечения, на которое некоторые надеялись, не произошло. Болезнь русского нравственного сознания была слишком длительной и серьезной. Излечение может наступить лишь после страшного кризиса, когда весь организм русского народа будет близок к смерти...[Spoiler (click to open)] ...Духовного оздоровления России нужно искать во внутреннем изобличении этой революционной лжесвятости и в освобождении от ее обаяния. Революционная святость не есть настоящая святость, это - ложная святость, обманчивая видимость святости, подмена... ...Но человек, фанатизированный ложной идеей, способен выносить внешние лишения, нужду и страдания, он может быть аскетом не потому, что силой своего духа преодолевает свою грешную и рабскую природу, а потому, что одержимость одной идеей и одной целью вытесняет для него все богатство и многообразие бытия и делает его естественно бедным. Это - безблагодатный аскетизм и безблагодатная бедность, нигилистический аскетизм и нигилистическая бедность. Традиционная революционная святость - безбожная святость. Это есть безбожная претензия достигнуть святости одним человеческим и во имя одного человеческого... ...Обманчивая внешность революционной святости послана была русскому народу как соблазн и испытание его духовных сил. И вот испытания этого русские люди не выдержали. Искренно увлеченные революционным духом не видят реальностей, не распознают духов. Обманчивые, лживые и двоящиеся образы пленяют и соблазняют... ...Русский народ низко пал, но в нем скрыты великие возможности и ему могут раскрыться великие дали. Идея народа, замысел Божий о нем остается и после того, как народ пал, изменил своей цели и подверг свое национальное и государственное достоинство величайшим унижениям. Меньшинство может остаться верно положительной и творческой идее народа, и из него может начаться возрождение. Но путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских. И прежде всего необходимо начать различать духов..."