Публикуем выступление поэта на конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России». Благодарим Ольгу Александровну за предоставленный черновик доклада «Дружеский круг. Начало разговора»
Дружеский круг. Начало разговора
«Из всех гипотез, которые могут быть составлены для известной группы явлений, выбирайте ту, которая не пресекает дальнейшего мышления об исследуемых вещах».
Максвелл (цит. по Л.С. Берг)
Мы собрались говорить о вещи, которая (во всяком случае, насколько мне известно) как общая тема еще не обсуждалась. Между тем, сколькими литературными, художественными, музыкальными, философскими открытиями и новациями наша цивилизация обязана дружеским кругам! «Человеческое общество живет плодами необщительности», как сказал кто-то (иначе говоря, творческие озарения настигают человека наедине). Можно к этому добавить: социум живет плодами, выношенными в другом, «не социальном» или иносоциальном пространстве: в предельно неформальном, не имеющем государственного, религиозного мандата, союзе людей, который мы именуем «дружеский круг». Известным дружеским кругам разных веков посвящены многочисленные исследования (в ходе нашей конференции мы услышим о дружеских кругах пушкинской эпохи, славянофилов, западников, Серебряного века и др.). Но поставить общий вопрос: что же такое дружеский круг в ходе культурной (и политической) истории - вот этого не случалось. О религиозном измерении «дружеского круга» тоже ничего не сказано. Всерьез об этом задумывался
Дитрих Бонхеффер (его слова я вскоре приведу).
Дружба сама по себе - другое дело. Ее обдумывали и в философском (от Аристотеля до Хайдеггера, «Голос друга»), и в этическом плане. Напомню, что Н.В. Брагинская именно русским словом «дружба» перевела греческое filia (обычно: любовь).
Читать далее