В связи с неожиданным увольнением отца Всеволода Чаплина и ещё некоторыми резкими кадровыми движениями в РПЦ на повестку дня жизни церкви поднялись вопросы, провоцирующие существенные перемены в её устройстве.
Священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского института, духовный попечитель Преображенского братства - крупнейшего неформального духовного движения в Русской православной церкви, занимается переводом богослужения на русский язык, активной миссией, просвещением и другими вопросами возрождения церкви ещё с советского времени. За это он не раз попадал под разработку КГБ и был преследуем даже после развала СССР. Одни называют его реформатором и обновленцем, другие - ревнителем церковной традиции. Сегодня он комментирует главные из поставленных вопросов.
Недавний материал о «шести идеях для реформ в РПЦ», который был опубликован в «Медузе», снова развернул церковную полемику вокруг вопросов выборности духовенства, языка богослужения и прочих актуальных для церкви тем. К сожалению, эта дискуссия почти целиком погружена в один лишь Facebook и на конструктивный итог обсуждения рассчитывать пока не приходится. Люди консервативных взглядов пытаются затоптать всякий огонь полемики, развесив ярлыки «вредителей-либералов» и «пятой колонны». Они видят в появлении подобных материалов «стратегию по подготовке общественного мнения» для разрушения традиционных устоев и духовных скреп. При этом суть вопросов не обсуждается вовсе. Чтобы обойти этот тупик, я решил обратиться к священнику, который отвечал на них всю свою жизнь, несмотря на преследования, порой жесткие, со стороны церковного руководства из фундаменталистского крыла РПЦ.
- Темы, которые поднимаются в материале Ксении Лученко, неоднородны. Что-то больше относится к жизни, что-то - меньше. Но вопросы ставятся остро. Отец Георгий, созрела ли ситуация, чтобы возникли адекватные ответы?
- Сперва замечу, что эти вопросы совершенно не новые, они в каком-то смысле традиционные. Поэтому при всех сложностях здесь уже накоплено много опыта: и в нашей церкви, и в других православных и неправославных христианских церквах. И не нужно представлять это как какую-то реформу. Если в начале XX века слово «реформа» привлекало к себе скорее доброжелательное внимание и отношение, то в наше время - наоборот. Это надо учитывать.
Читать далее