Террор, подвал фельдмаршала Паулюса и новомученики. Часть 2

Jan 22, 2016 12:08

Часть 1
Продолжу свой рассказ об одной своей поездке в Волгоград. Совсем недалеко от сквера, о котором шла речь в прошлый раз, я увидела вывеску магазина "Сувениры" и решила зайти. Но рядом с магазином (в нем не было ничего особенного) я увидела очень необычный вход в подвал. И пошла вниз по узкой лестнице...




Да, это был тот самый знаменитый подвал сталинградского универмага. Давно я собиралась в него попасть, но всё как-то не получалось. А в этот раз удалось. Кроме меня, в этот будний день посетителей там не было. Сотрудник музея любезно разрешил мне фотографировать всё, что захочу, так что смотрите, друзья, что я там увидела...

[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть]Вот макет универмага в 1943 г., который стоит прямо у входа, в небольшом коридоре.







В коридоре стоит и вот этот жуткий "Цветок войны" скульптора Николая Федосеева. Он сделан из осколков мин и снарядов, найденных в Волгограде.




Основная экспозиция расположена в помещениях подвала по обе стороны широкого коридора. Есть ещё два зала - в них сотрудники музея устраивают разные выставки. Но о выставках позже. Сначала - сам подвал.




Первая комната посвящена советским медикам, которые оказывали помощь и военным, и вмирным жителям Сталинграда.













Напротив - комната с рассказом о немецком военном госпитале, который был прямо здесь - в этом подвале.










А этот стенд посвящен Сталинградской мадонне.
Вики: "«Сталинградская мадонна» была написана немецким военным врачом (до начала Второй мировой войны - лютеранским священником) Куртом Ройбером в рождественскую (по григорианскому календарю) ночь с 24 на 25 декабря 1942 года на куске советской географической карты. К этому моменту немецкие войска под командованием генерала Паулюса (с 30 января 1943 - генерал-фельдмаршал) были уже окончательно окружены в сталинградском «котле» частями Красной Армии и несли большие потери, усугубляемые суровыми зимними условиями. Солдаты и офицеры вермахта были морально сломлены и практически потеряли какую-либо надежду вырваться из окружения, и единственным их стремлением было стремление выжить. Выражением этих эмоций и стал рисунок Ройбера."




"На листе (оборотная сторона советской географической карты) изображена сидящая женщина (Богородица), прижимающая к себе и укрывающая своим широким платом Младенца Иисуса Христа. Голова Матери склонена к головке Ребёнка, глаза закрыты. Правая рука Девы Марии оберегающим жестом прижимает к груди Младенца, левая скрыта платком. Вокруг фигур надписи на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» - «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»."



"В 1990 году икона «Сталинградская мадонна» была освящена церковными иерархами разных христианских конфессий из трёх европейских городов, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятелем англиканского собора в Ковентри, епископом из Берлина и архиепископом Вольским и Саратовским Пименом (Хмелевским). Копия иконы находится в волгоградском католическом храме Святого Николая и широко почитается среди волгоградских католиков как икона «Дева Мария Примирения»."В следующей комнате - "Рождество в котле".













В комнате напротив - рассказ о румынах, воевавших под Сталинградом, "Солдаты армии Антонеску". Но я, пожалуй, сделаю об этом отдельный пост.
Зал "Противостояние".



















Вот чем всё закончилось.




Здесь воссоздана обстановка оперативного штаба 6-й армии. Тусклый свет, карты на столе...




А это - кабинет фельдмаршала Паулюса.






       


Продолжение следует
                  

богородица, волгоград, музеи, война, медицина, путешествие, память, католики

Previous post Next post
Up